Чернобыльская катастрофа затронула своим черным крылом практически каждого жителя Беларуси: радиационная смерть забрала за эти годы более 200 тысяч жителей, четверть территории страны охвачена долгосрочными радионуклидами, на зараженных землях продолжают жить 1,84 миллиона человек, из них почти 500 тысяч детей и подростков, на территориях, где уровень радиации меняется с 15 до 40 кюри, проживает 140 тысяч человек, практически каждый житель Беларуси носит в себе радионуклиды, которые получает за счет употребления в пищу местных продуктов, с 1986 года количество инвалидов в стране увеличилось на 50 процентов, а количество генетических отклонений у новорожденных – в 8 раз, и всего только 13-15 процентов выпускников школ могут считаться здоровыми.
Мы все уже успели позабыть о событиях 16-летней давности, которые потрясли мир. Недавно в Беларуси побывала миссия ООН, которая позже опубликовала свой отчет.
Отчет Миссии ООН о последствиях аварии на Чернобыльской АЭС, находящейся в семи километрах от украинско-белорусской границы, составлен для трех пострадавших государств: Беларуси, России, Украины. Главное в отчете – стратегия реабилитации, призванная расширить участие международного сообщества в решении задач реабилитации и развития пострадавших территорий. Но если в отношении России и Украины реализация предлагаемой стратегии вполне возможна, то для Беларуси она под большим вопросом.
По мнению экспертов ООН, успешное восстановление зараженных территорий невозможно без коренного реформирования социальной и экономической политики государства. ООНовские эксперты говорят о построении открытой, конкурентной рыночной экономики и деловой среды, способствующей притоку инвестиций, как основном условии экономического возрождения. А белорусские власти искореняют даже малейшие ростки открытости и конкурентности. Наша экономика зиждется на волюнтаризме и зависит исключительно от настроения главы государства, который, как известно, является хозяином своего слова: захотел – дал слово, захотел – забрал слово обратно.
Эксперты ООН считают, что привлечение инвестиций должно дополняться активной поддержкой предпринимательства и самозанятости населения. А белорусские предприниматели, попавшие под жесткий политический, экономический, уголовный прессинг, вынуждены сворачивать производство и вкладывать свои капиталы в экономику соседних стран. Аналогично поступают и иностранные инвесторы: американский Форд, российская Балтика...
Отсутствие инвестиций усугубляется ежегодным снижением собственных расходов на Чернобыльский регион – за семь бюджетных лет нынешнего режима расходы на Чернобыль уменьшились с 11,5 процента государственного бюджета в 1995 году до 5,3 процента в 2001 году. Однако председатель комитета по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС при Совете министров Республики Беларусь В.Цалко говорил на презентации доклада о 25 и более процентах бюджета, идущих на Чернобыльские проблемы. И лишь на мой конкретный вопрос о столь явном противоречии с цифрами доклада Владимир Григорьевич пояснил, что то было в... 1990 году.
По мнению экспертов ООН, отсутствие в Беларуси должного внимания к решению социальных проблем (бедность, плохое питание, неудовлетворительные жизненные условия) не могли не сказаться на продолжительности жизни. В Гомельской области средняя продолжительность жизни уменьшилась до 67,6 года, а в Хойницком районе этой области – так и вовсе до 64 лет. Тем не менее присутствующий на презентации министр здавоохранения Владислав Остапенко заявил, что лично он (а следовательно и минздрав. – Авт.) против всеобщей диспансеризации населения Беларуси.
Несмотря на то, что в результате естественного распада радиоактивных изотопов уровень радиоактивного загрязнения за 15 лет уменьшился, это не привело к уменьшению дозовой нагрузки на человека. А все потому, что в Беларуси одним из основных источников поступления радиации в организм является потребление загрязненных продуктов питания, выращенных на приусадебных участках, а также грибов, ягод и мяса диких животных. Белорусы, поясняют эксперты ООН, имеют очень низкие доходы (размер чернобыльских пособий 1,5 доллара в... месяц) и не могут полноценно питаться.
Нация теряет не только здоровье. Йодная недостаточность, особенно у детей, приводит к снижению коэффициента умственных способностей. ЮНИСЕФ выступает за ликвидацию йодной недостаточности путем повсеместного йодирования поваренной соли. Эксперты ООН так и не смогли выяснить, насколько широко йодированная соль используется в Беларуси.
Заместитель генерального секретаря ООН по гуманитарным вопросам Кендзо Ошима обратился с призывом к международному сообществу собрать средства для помощи населению Беларуси, России и Украины, которое пострадало от катастрофы на Чернобыльской АЭС. Призыв прозвучал в связи с представлением в Женеве доклада ООН о ситуации в районе Чернобыля. По словам заместителя генсека ООН, этот доклад был «очень положительно воспринят» представителями правительств Беларуси, России и Украины. При этом он уточнил, что в настоящее время эксперты занимаются подсчетом размера финансовых средств, необходимых для реализации ряда проектов, связанных с ликвидацией последствий катастрофы.
Но мы по-прежнему продолжаем жить в Чернобыльской зоне и за 16 лет смогли убедиться, что при решении этой проблемы, как всегда: много слов и мало дела.
М.МИКОЛАЙЧИК