Мифы Авторынок Гостевая Редакция Контакт Архив

Обновление каждый четверг  

Соседи

Когда спит охрана

До недавнего времени Литва гордилась самым низким уровнем заболеваемости СПИДом среди стран Восточной Европы

В Алитусской колонии строгого режима был задержан 72-х летний Ромуалдас Роушинскас: учитель тюремной школы, зам. директора одной из средних школ, имеющий звание заслуженного педагога республики, который пытался в собственном башмаке пронести в колонию 6 граммов героина. Суд влепил наркокурьеру пять лет, однако, учитывая преклонный возраст и тяжелую болезнь (сахарный диабет), учителя от отбывания наказания освободили.

Республиканский центр профилактики СПИДа, памятуя, что где наркотики – там и другая зараза, решил проверить заключенных этой колонии. От скуки пухнущие зеки, посмеиваясь, охотно потянулись в санчасть: по закону проверить здоровье даже заключенного можно только с его согласия. Ухмылки и усмешки прекратились в первый же день: у значительной части был обнаружен смертельный вирус! За тему тут же ухватились журналисты. Газеты ежедневно печатали сводки, подобные фронтовым: СПИДом заражены 26... 45... 145... И всего из 1900 заключенных Алитусской колонии пораженных вирусом оказалось 220 человек. А ведь все они в колонию поступили здоровыми и заразились там, за решеткой, в условиях строгого режима!

И проверяющие, и журналисты, и общественность пришли к единодушному выводу, что такое массовое заражение не могло случиться без попустительства со стороны персонала колонии. Но директор колонии Кястутис Шапалас категорически заявил, что это – домыслы, а фактов нет. Двести двадцать заболевших для директора – не факт.... Знает ли директор, что творится во вверенных ему стенах?

В этой колонии К.Шапалас начал работать двадцать семь лет тому назад в должности инженера организации труда, потом был старшим инспектором по труду и быту. В 1990 году окончил Минское высшее училище МВД и стал инспектором оперативного отдела, потом начальником этого же отдела, потом – заместителем директора, а два года назад – директором. Двадцать семь лет на одном месте! Безусловно, он знал всю колонию вплоть до последней выщербленной плитки в сортире. И «ничего такого» не заметил....

Куда более откровенными были заключенные. Вообще-то, они не любят раскрывать свои «внутренние» секреты, но те, которые узнали, что заражены смертельной болезнью, решили – терять им нечего. По их словам, за регулярную ежемесячную плату в сто литов (примерно 50 тыс. белорусских рублей) надзиратели «не замечают» ни шприцев в камерах, ни исколотых вен.

Директор К.Шапалас все же решил подать прошение об отставке. Но Министр юстиции Витаутас Маркявичюс, которому подведомственны тюрьмы и колонии, сказал, что это был бы слишком легкий выход, и уволил директора за халатность. Скорее всего, он уйдет на пенсию по выслуге лет. Очень жуткое наказание, а?

Новым временным директором назначили зам. директора Департамента тюрем Минюста Виктора Буйко. Он заявил, что из скомпрометировавших себя работников колонии увольнять никого не будет, дабы «не наломать дров». Конечно, человек отдал тюрьме, можно сказать, всего себя, и вдруг его уволить... Обида будет. А попутно выяснилось, что одна из работниц администрации прямо в своем кабинете предоставляла заключенным сексуальные услуги. Не за красивые глаза и тяжелое прошлое, а за хорошие деньги. Любвеобильную даму тут же выгнали, но факт сногсшибательный!

Паника охватила все слои населения. Светила психологии и психиатрии предупредили, что смертельно больные, выйдя на свободу, могут мстить всему миру и нарочно заражать даже случайных прохожих. Сразу во всех тюрьмах и колониях заключенные объявили массовую голодовку, требуя улучшить питание и разрешить пользоваться... мобильными телефонами. Директор тюремного департамента Йонас Блажявичюс голос сорвал, объясняя заключенным, что колония – структура бюджетная, на текущий год бюджет уже распределили и утвердили, и больше масла в кашу положить можно будет только в следующем году. Впрочем, голодовка с самого начала имела анекдотичный характер, потому что зеки отказывались только от тюремной пищи, а продуктовые посылки в холодильниках (практически посылки не ограничиваются) – так за милую душу. Через несколько дней голодовку прекратили.

Администрации колоний спешно начали придумывать, как снять напряжение. В одной колонии пригласили танцовщиц столичного ночного клуба и показали заключенным стриптиз!

Кстати, какие-то непотребства в Алитусской колонии были выявлены еще несколько лет назад, тогда заместителю директора по воспитательной работе Юозасу Адомайтису пришлось поменять подполковничьи погоны на майорские. И сейчас господин Адомайтис, стреляный воробей, резонно решил, что обделенным женской лаской мужикам не следует показывать обнаженные прелести. Помните фильм «Укрощение строптивого», где Челентано при интимных затруднениях бегал колоть дрова? Вот-вот. Поэтому в Алитусской колонии устроили турнир тяжелоатлетов. И многие заключенные выжимали штангу весом в 175 кг. Это после голодовки-то...

Подобной информацией Литва была завалена по горло. Но никто не сказал главного: скандал начался в мае, а когда началась эпидемия? Ежедневно Алитусскую колонию покидает пяток-другой зеков, отбывших наказание. Сколько среди них заразившихся, но до поры до времени не подозревающих об этом? Не будем ханжами: выйдя на свободу, эти мужики в первую очередь кидаются на то, чем были обделены за решеткой, – на женский пол. Скольких они успели заразить, и скольких, в свою очередь, заразили эти несчастные женщины? Газеты со смаком сообщили, что вильнюсские вокзальные проститутки на всякий случай свернули свою деятельность до окончательного выяснения обстановки. Определены группы риска: таксисты, торговцы на базаре, солдаты. Жены заключенных, начитавшись газет, отказывались ездить на свидания. На улицах люди шарахались друг от друга: вдруг в морду плюнет, а у него СПИД!

И не только СПИД. Медики, обследовавшие Алитусскую колонию, нашли, что параллельно со СПИДом стремительно распространяется крайне опасная и заразная болезнь – вирусный гепатит. По мнению руководителя Республиканского центра профилактики СПИД Саулюса Чаплинскаса, в этой колонии больных гепатитом может оказаться до 70 процентов заключенных.

Заключенные создали инициативную группу и требуют, чтобы всем заразившимся в колонии были выплачены денежные компенсации – по миллиону долларов каждому. Но у правительства таких денег нет и быть не предвидится.

На фоне всего произошедшего заговорили о том, что вся исправительная система Литвы – гнилая. Но срочные массовые проверки в других колониях показали, что там нет ни одного случая заражения СПИДом. Система, стало быть, благополучная, но есть отдельно взятые «нехорошие» должностные лица в Алитусе. Но разве они не продукт и не часть системы?

Весь май Литва бурлила. А сейчас, в середине июля, информации в газетах об этом уже не найти. Тема исчерпана. Подоспело время отпусков, пошли лисички и черника – какой СПИД?.. Народ испугался и успокоился. Народ бесстрашен и живуч.

Ляонас ДАУГЕЛА,

Литва, специально для «БИ»

Назад