Мифы Авторынок Гостевая Редакция Контакт Архив

Обновление каждый четверг  

Диаспора: белорусы паспортные и языковые

Сейчас в Литве проживает 52,8 тысячи граждан белорусской национальности. По сравнению с 1989 годом их число уменьшилось на 10 тысяч человек, но вряд ли можно говорить о какой-либо дискриминации – скорее всего, причина в выводе из Литвы частей бывшей советской армии, в которой служило много белорусов, а также в общем уменьшении численности населения: ведь самих литовцев стало меньше на 200 тысяч!

Два поколения, два мира

Здесь отмечают, что есть белорусы «паспортные» и «языковые». Чистым белорусским языком владеет меньшинство, а 5/6 пользуются «трасянкой». Старшее поколение плохо знает литовский язык, потому что до сих пор в Литве можно комфортно жить, не зная литовского, если не претендовать на руководящую должность. А белорусская молодежь, наоборот, поголовно переходит на литовский по той же причине – молодые не хотят довольствоваться второстепенным местом в жизни. Приобрести хорошую специальность, занять престижную должность, открыть свое дело без знания литовского нельзя. Есть белорусская кафедра в педагогическом университете (100 студентов), два белорусских класса в Висагинасе (город атомных энергетиков), воскресная школа в Шальчининкай, белорусский детский сад в Вильнюсе, школа при санатории «Беларусь» в Друскининкай... Но все они охватывают лишь незначительную часть белорусской молодежи. К примеру, в вильнюсской белорусской средней школе им. Ф.Скорины занимаются 170 учеников, хотя в Вильнюсе насчитывается около 1000 подростков-белорусов. Даже депутат парламента белорус Вацлав Станкевич признался, что его дети не изучают белорусский язык, так как он сам «не супер-патриот»...

И здесь – оппозиция!

Однако нельзя сказать, что белорусы спокойно сидят в своих углах и тихо исчезают: в Литве действуют пятнадцать белорусских неправительственных организаций! Увы, они разобщены, а резким водоразделом является отношение к президенту Беларуси. К примеру, одно из крупнейших объединений, возглавляемое Федором Нюнкой, настроено антилукашенковски, а второе, руководимое Леонидом Мурашко, – очень даже наоборот. Соответственно и отношение к ним официального Минска разное. Открылось, что посольство Беларуси в Литве берет за визы больше положенного и разницу отдает тем белорусским организациям, которые поддерживают Александра Лукашенко. Когда в одной из передач литовского радио об этом прямо спросили Леонида Мурашко, он обтекаемо разъяснил, что это не совсем так: посредничеством при оформлении виз занимаются частные предприниматели, и если им нравится давать деньги на поддержку белорусского президента, то что тут поделаешь...

Недавно в Вильнюсе состоялся съезд представителей белорусской общины, организованный Федором Нюнкой, который принял резолюции, осуждающие нынешний режим Беларуси и поддерживающие вступление Литвы в Евросоюз и НАТО. Со стороны команды Леонида Мурашко посыпались упреки и протесты: съезд не был уполномочен говорить от имени всех белорусов! Кстати, на литовцев это не произвело большого впечатления: вступление давно является краеугольным камнем всей политики Литвы, поддержка или неподдержка одного из нацменьшинств значения не имеет.

Дела душевные

Запутаны и духовные дела литовских белорусов. По подсчетам Федора Нюнки, 70 процентов – католики, остальные – православные. В Вильнюсе есть небольшая община белорусов-пятидесятников, действующая с 1923 года, сейчас ею руководит пастор Борис Филон. У них есть Евангелие на белорусском языке, но все же пятидесятники чаще пользуются русским языком. До войны любимой белорусами всего Вильнюсского края была Пятницкая церковь. Сейчас такого места нет. Упоминавшийся Леонид Мурашко, бывший оперный певец, руководит хором Святодуховского православного монастыря. Недавно белорусам передан Варфоломеевский костел, и хотя там ксендз – поляк, но очень благожелательно настроен к прихожанам-белорусам. А вообще в Вильнюсе три священника-белоруса, но на белорусском языке службы не проводятся нигде. Причина – нет официально утвержденных высшей церковной властью текстов молитв на белорусском языке. Силен же бюрократ даже в делах небесных!

Леонас ДАУГЕЛА, Литва, специально для «БИ».

Назад