Мифы Авторынок Гостевая Редакция Контакт Архив

№ 235 от 15.08.2002  

«Доллар, он и в Африке – доллар». Тот, кто это придумал, был не прав

Гордившийся неизменным постоянством литовский лит покачнулся. Правда, в другую сторону: не лит, а доллар вдруг резко упал в цене. Этот отрадный, казалось бы, факт на самом деле тоже может принести убытки и головную боль.

Никто не может указывать банку

С 1992 года курс не менялся ни на один процент. А ведь за это время в Литве произошло немало финансовых катаклизмов: сначала общий спад производства из-за бездумно форсированной приватизации всего и вся и развала колхозов. Потом был обвал, когда в 1994-1995-м годах лопнули практически все коммерческие банки Литвы, из-за чего разорились десятки, даже сотни тысяч граждан... Едва восстановили дыхание, как приключился известный кризис в России, больно ударивший и по Литве. Все испытания лит вынес с честью. Глава Центробанка Литвы Рейнолдиюс Шаркинас сообщил, что лит валютным и золотым запасом, всем другим достоянием республики обеспечен аж на 140 процентов! Поэтому были предложения дополнительно включить печатный станок и безболезненно для лита решить все проблемы. Однако господин Шаркинас жестко сказал раз и навсегда: деньги надо зарабатывать, а не клянчить! Как только намечались сдвиги в экономике, Центробанк выпускал в обращение дополнительную наличность, а при малейших признаках излишков денежной массы тут же изымал ее обратно. По литовским законам ни президент, ни премьер, ни министр финансов, ни начальник вытрезвителя не может указывать банку, сколько налички должно быть в обращении...

Генеральная линия и...

Поэтому литовцы в общем доверяли своим деньгам. Никакого ажиотажа вокруг доллара не было никогда. В Литве совершенно неизвестны «валютчики» – эти шустрые ребята, что вертятся возле обменных пунктов. Помнится, как-то с гродненским фотографом Михаилом Анищенко приехали в Алитус: был поздний вечер, банки уже закрылись. Мы обошли десяток магазинов и кафе, и только в одном месте, после слезных просьб (мол, останемся на улице голодными и холодными) у нас со скрипом и большим одолжением взяли доллары... Правда, в объявлениях о продаже машин цены часто указываются в «у.е.», но это делается просто для удобства приезжих покупателей из стран СНГ.

И когда власти Литвы решили отвязать лит от доллара и привязать его к евро, скептиков хватало – стоит ли от добра добра искать? Их строго одернули: вы что, против генеральной линии? Против вхождения в Европу? В феврале сего года лит был привязан к евро и принял на себя обязательство «колебаться» вместе с этой вновь испеченной валютой. Установилось напряженное ожидание – что будет?

А ничего! Простой, что называется, народ вообще ничего не заметил: цены остались те же, пенсии и зарплаты – тоже.

... ее последствия

В марте появились признаки чего-то неприятного, в апреле курс доллара стал стремительно падать. К началу лета за доллар давали не четыре лита, как всегда, а только три с половиной! Первыми это почувствовали экспортеры, продававшие свою продукцию на Запад. Их доходы снизились процентов на 20, а это существенно. Зато обрадовались импортеры с Востока, в частности, импортеры нефти и газа: доходы их соответственно выросли. Впрочем, ни нефтепереработчики, ни владельцы бензоколонок и не думают делиться неожиданной прибылью с родным народом, цены на бензин остались на прежнем уровне.

Кончилось первое полугодие, и владельцы вкладов потянулись в банки узнавать о начисленных процентах. Кто держал сбережения в литах, получил то, что и ожидал. А вот владельцы долларовых счетов завыли: в литовом выражении вес их вкладов (и процентов соответственно) полегчал на одну пятую! Забавно было слушать в прямом эфире, как один гражданин, имевший в банке «про черный день» сто тысяч долларов, грозился поджечь Центробанк и умереть на ступенях президентуры. И таких оказалось неожиданно много. Поверив невесть кем придуманной поговорке, что «доллар и в Африке доллар», они зря не доверяли национальной валюте – литу. Пострадавшие кинулись за советом к любому, кто в силу профессиональных обязанностей может знать, восстановится ли курс доллара к новому году. Председатель партии «Союз центра» профессор-финансист Кястутис Главецкас объясняет, что человек, который смог бы это узнать, стал бы богатейшим в мире... По его словам, курс доллара (впрочем, как и любой другой валюты) очень часто зависит от консистенции кофейной гущи и пятен на Солнце – в этом и есть суть и прелесть финансового дела!

Жаль, что вас не было с нами

Предлагаются варианты, как спасать тающие долларовые сбережения. В частности, отмечено, что курс доллара упал только в отношении валют, входящих в так называемую евро-зону, а в отношении к валютам других стран остался прежнем. И даже растет! Если бы законы Беларуси были более приближены к реальным экономическим условиям, сейчас для литовцев был бы самый подходящий момент – за свои обесцененные доллары покупать белорусские рубли и вкладывать их в Беларуси, где, как мы все хорошо видим, курс доллара медленно, но стабильно растет. Увы, мы также хорошо знаем, что этого пока не будет, белорусский рубль – «валюта» не конвертируемая. К обоюдному огорчению.

Леонас ДАУГЕЛА, Литва, специально для «БИ»

Назад