Мифы Авторынок Гостевая Редакция Контакт Архив

№ 235 от 15.08.2002  

Интервью

А.Лебедько: «У Лукашенко есть один реальный выход – сесть за стол переговоров с оппозицией»

На прошлой неделе в Гродно побывал лидер Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько. Как он заявил, его поездки в последнее время по областям имеют цель увидеть и прочувствовать настроения в региональных организациях и структурах перед серьезными политическими кампаниями, которые ожидаются в перспективе. Корреспондент «БИ» присутствовал на одной из встреч.

– Ближайшая перспектива политических событий в Беларуси – это выборы в местные органы власти.

– Да, это один из возможных политических сценариев для Беларуси в ближайшее время. Но для нашей партии это еще и единый сценарий избирательной кампании, поскольку следом за местными выборами последуют выборы в парламент и президентские выборы. Наша задача в каждой из этих избирательных кампаний создавать задел, своеобразный плацдарм, и с каждым этапом его укреплять и расширять.

– Какую конкретную задачу ОГП ставит перед собой на местных выборах?

– Борьба за общественное мнение. Параллельно мы продолжаем работать над возможностью изменения действующего законодательства по выборам. В консультационном совете оппозиционных политических партий ОГП инициировала подготовку изменений в Избирательный кодекс. Фактически мы разработали новый Избирательный кодекс. Но есть и около десяти принципиальных изменений для внесения в ныне действующий. Наша задача – соответствие Избирательного кодекса принципам ОБСЕ. Мы считаем, что именно здесь лежит пересечение интересов оппозиции и власти.

– Но власть, как показывает практика, не собирается идти на контакты с оппозицией.

– В таком случае она на практике подтверждаеют, что не хочет идти навстречу и международным структурам, ухудшая тем самым перспективу собственной легитимизации в ОБСЕ и Совете Европы.

– А что вы думаете по поводу избирателей: последние президентские выборы многих разочаровали. Не исключен вариант, что избиратели вообще не захотят идти на местные выборы.

– Должен согласиться с вами. После президентских выборов у избирателей наступило полное отчаяние. Даже те люди, которые прекрасно понимали, что прошедшие выборы были всего лишь фарсом, никак не могли смириться с результатами. Но время идет, ситуация постепенно изменяется. И я думаю, если мы донесем до нашего электората ряд существенных изменений, которые произошли за последние девять месяцев в политической ситуации, то люди придут на выборы. В Минске, где самый низкий показатель участия в избирательных кампаниях, более 60 процентов уже готовы участвовать в местных выборах.

– И чем, по вашему мнению, можно привлечь людей к участию в очередной избирательной кампании?

– В отношении молодежи возможна специальная мобилизационная кампания, а людей более старшего возраста можно привлечь оптимизмом. В чем этот оптимизм: реальный рейтинг Александра Григорьевича, и совершенно новые взаимоотношения Минск-Москва. Надо показать людям реальность происходящего.

– Теоретически все это понятно, но практика прошедших выборов показывает, что даже во время избирательной кампании нет возможности донести до избирателей свои идеи и программы. Я имею в виду прежде всего отношения оппозиции с государственными СМИ, которые целиком находятся под контролем власти.

– В связи с этим ОГП предлагает выходить на местные выборы таким образом, чтобы в одном городе существовала местная коалиция, а не общереспубликанская. Прежде всего потому, что это региональные выборы. Да, это политическая кампания, но она в большой степени будет носить социальный характер. В первую очередь 80 процентов потенциальных кандидатов будут говорить о проблемах дорог и ЖЭСов, улиц и фонарей, автобусных остановок и т.д. На парламентских выборах понадобятся более жесткие политические блоки.

Если мы выйдем на местные выборы региональными коалициями, то затрудним задачу власти бить нас как единое целое. Создание таких коалиций уже проходит в регионах, правда, не во всех. Над этим мы и работаем.

Что касается того, как дойти до выборщика, надеюсь, иллюзий уже ни у кого не осталось... Государственные СМИ не станут пропагандировать наши программы. Надо работать самим уже теперь. У нас в отдельных регионах уже начали работать с избирателями. Другого пути просто нет. Если люди будут знать потенциального кандидата по его делам, то вряд ли какая-то пропаганда сможет повлиять на мнение избирателей.

– В последнее время у ОГП возникли проблемы с Минюстом, против Вас лично пытались возбудить уголовное дело за клевету на президента. Как обстоят дела на данный момент?

– Я всегда говорю, если в политическую партию или негосударственное издание на протяжении года не приходит налоговый инспектор, сотрудник прокуратуры или Минюста, значит, это не оппозиционная политическая партия или не «негосударственное издание». ОГП стремится решать три приоритета в своей деятельности. Во-первых, мы стремимся разрушать стереотип, который сложился в обществе, что оппозиция – это такая политическая сила, которая может только ходить по улице и бросаться камнями. Поэтому целенаправленно работаем над законодательством, предлагаем правительству экономические и другие программы.

Другое направление деятельности: пропавшие без вести политики и журналист Дмитрий Завадский. Третье – теневой бюджет и продажа оружия как один из источников теневого бюджета.

Если по первой теме власти могут всегда каким-либо образом отговориться, то две другие вызывают болезненную реакцию. Поскольку, эти проблемы обсуждают и западные политики во время переговоров с В.Путиным. Отсюда и «накаты» на нашу партию и на меня лично.

– Кстати, в государственных силовых структурах тоже проходят комплексные проверки. На ваш взгляд, о чем это свидетельствует?

– Думаю, что проверка «вертикальных» структур – это или недовольство действиями той или иной структуры с тем, чтобы позже снять неугодного руководителя. Или – наоборот. Что касается проверки МВД, которая проходит теперь, о ней в ведомстве знали два месяца назад. Поэтому вполне возможно, что это демонстрация теплых отношений власти к МВД. Может быть, кого-нибудь подчистят в регионах, это возможно.

– Известно, что ОГП удалось наладить наиболее тесные контакты с российскими политиками. Заметно изменились и отношения лидера России с белорусским президентом. По-вашему: так ли это на самом деле, или это очередная игра на публику?

– Лукашенко допустил одну серьезную ошибку перед петербургской встречей. Он был уверен, что В.Путин не может сказать «нет», что В.Путин не готов вести какую-либо системную деятельность в Беларуси, что у него нет здесь своего человека, который бы мог сменить Лукашенко, нет политической силы, на которую он мог бы опереться. В Санкт-Петербурге Лукашенко 10 часов прессинговал Путина – перед поездкой у президента Беларуси был план, по которому он должен был вести переговоры. Но этот план попал на стол Путина еще до начала их встречи.

Путин сказал – «нет». Помните, о котлетах и мухах? Этим самым Путин поставил себя в жесткие условия, и его последующие шаги должны быть логичными. Во что это выльется – посмотрим. Что может послужить каким-либо сигналом для нас? Это когда в Беларусь придет премьер-министр, поставленный Москвой. В этом случае Лукашенко должен будет согласиться с тем, что экономикой будет заниматься не он, а премьер. Пойдет ли на это Лукашенко? Думаю, что это можно будет отследить по российским каналам.

– Есть ли, на ваш взгляд, реальные рычаги у Александра Григорьевича, чтобы полностью взять ситуацию под контроль?

– Их очень мало. Реально он может сказать, что готов сесть за стол переговоров с политическими партиями. И мы вместе думаем о нашей стране и о 10 миллионах людей, которые здесь живут. Ему необходимо найти реальные слова и действия, которые заставят, наконец, поверить и Путина, и западных политиков в искренность намерений белорусских властей. Если А.Лукашенко попробует сделать что-то иное, мне трудно представить, чем это закончится. Это тупиковая ситуация.

– Спасибо за беседу.

Спрашивал Михаил КАРНЕВИЧ

Назад