В Вильнюсе обнаружен «Белорусский след»
Проспекта Гедимина – главной улицы Вильнюса – больше... нет. Есть оггромный котлован. Идет реконструкция: под проспектом будет устроена чудовищных размеров подземная автомобильная стоянка, с магазинами и кафе, сверху уложена новая, идеально ровная мостовая и обогреваемые тротуары, на которых невозможно будет поскользнуться.
Кажется, предусмотрели все. И все-таки в первые же дни работ приключилась неожиданность: под старой мостовой обнаружились внушительные фундаменты и подвалы, которых тут не должно было быть. Считалось, что эта часть Вильнюса начала застраиваться в XIX веке, и проспект был проложен тогда же. А находки датируются веком XVII! Естественно, это вызвало сенсацию: выходит, в средневековье Вильнюс был много больше, а, стало быть, и значительнее, чем думали и считали до сих пор. Осмотрев фундаменты, ученые-историки терялись в догадках – чьи же это дворцы?
Пока в Вильнюсе ломали головы, все стало яснее ясного в... Минске! Я с изумлением прослушал белорусскую передачу радио «Свобода», в которой сообщалось: найденные остатки зданий бесспорно доказывают, что Вильнюс был не литовским, а белорусским городом, и теперь литовцы, присвоив себе все историческое наследство Великого княжества, злостно не разрешают белорусским археологам ознакомиться с находками, скрывая от всего мира действительное происхождение Вильнюса. Среди «недопускаемых» ученых упоминался известный белорусский историк О.Трусов и другие.
Я тут же позвонил в Министерство иностранных дел Литвы, где мне официально заявили, что никаких помех для приезда господина Трусова и иже с ним нет, а потом приватно спросили, нет ли у меня дел не столь глупых...
Все-таки повод к недовольству у ученых есть. На стройке не жалуют не только приезжих, но и своих историков. Известно, дай волю археологам, и они год будут сидеть в котловане, сквозь чайное ситечко просеивать песочек, смахивая кисточкой пылинки с каждого кирпича. Но года им никто не даст. Даже неделю! Даже день!
Подумайте: перерыта главная улица столицы. С началом работ ограничен доступ в Академию наук, драмтеатр, главпочтамт, Центральный банк, Дворец правительства... А всяких фирм – без счета. Далеко в объезд пущены автобусы и троллейбусы. Ежедневно причиняются громадные неудобства, без преувеличения, сотням тысяч людей наносятся миллионные убытки. Строители работают в три смены день и ночь, включая праздники и выходные. Поэтому найденные фундаменты наскоро обмерили, сфотографировали, раздробили и убрали вместе с грунтом. Только отдельные фрагменты отвезли в тихое место для спокойного изучения.
Впрочем, уничтожены не все фундаменты, а только та их часть, что находится непосредственно под мостовой проспекта. Замечено, что они тянутся далеко под здание нынешнего главпочтамта, там и останутся для будущих поколений историков.
Так что никаких находок и бесспорных доказательств литовцы от белорусов не скрывают по той простой, как лопата строителя, причине, что прятать нечего. Они пока сами не знают, что там, собственно, нашли. Странно, что это знают минчане, которых к находкам «не допустили». Не были, не видели, а знают!..
Литовцев вообще изрядно забавляет претензия белорусов на наследство Великого княжества. Бога ради, на всех хватит, чего спорить! И как верить серьезности белорусских притязаний, когда они-то сами от исторического наследия отказываются. То паспорт с «Пагоняй», а то с колосьями, то флаг бело-красно-белый, то – советское наследие – красно-зеленый... А тут подавай весь Вильнюс... Один, как у нас в деревне говорят, патриот квасных щей сказал мне: вот найдем у Коложи могилу зятя Гедимина князя Давида Городенского – хрен вам, литовцам, покажем!
Историческое наследие ничего не стоит, если все оно – только в ученых спорах, дискуссиях, диссертациях и книгах. Оно должно жить в сердцах. Литовец скорее останется бездетным, чем назовет свое чадо Олегом, Игорем, Татьяной или Светланой, что не редкость в семьях белорусских. А вот Миндауга, Альгерда, Гедимина, Витаута найдете в каждом доме, причем, это может быть и дед, и правнук: строгое следование историческому наследованию (ну и конструкция у меня получилась!) не прекращалось никогда, во времена самых жутких преследований и оккупаций. Батальон мотопехоты, дислоцированный в городе Алитусе, официально носит имя княгини Бируты, матери Витаута Великого: не на кровожадности иных великих полководцев, вроде Суворова, воспитывают солдат, а на примере величия материнского...
В нескольких шагах от точки, с которой я сфотографировал реконструкцию проспекта, стоит дом, на котором две мемориальные доски: тут почти одновременно жили Янка Купала и Чюрленис. Ну и что это доказывает? А ничего. Вильнюс не был и не есть городом литовским или белорусским, он был и остался городом всех, кто здесь строил и жил.
Леонас ДАУГЕЛА, Литва, специально для БИ
|