Еще почти месяц назад Министерство экономики высказало сомнения в реалистичности этих прогнозов. В справке, подготовленной к одному из заседаний президиума Совмина, говорилось, что план по инвестициям в этом году может быть выполнен только на 75% и в итоге удастся наскрести лишь 300 млн. долларов. (Известно, что за первое полугодие в экономику страны привлечено в общей сложности 129 млн. долларов.) Выполнению плана может помешать срыв некоторых важных инвестиционных проектов.
Минэкономики оказалось тогда в роли Кассандры, которая всегда предсказывала правду, но которую никто не слушал. Так, специалисты министерства высказывали опасения относительно судьбы проекта компании «Шведвуд» (из шведского концерна ИКЕА). 29 августа шведы отказались от своего проекта по созданию в Витебской области деревообрабатывающего комбината с замкнутым циклом производства, нацеленным на выпуск мебели.
На первом этапе «Шведвуд» планировал инвестировать в проект 15 млн. долларов – эти средства должны были пойти на разработку лесных массивов и другие подготовительные работы. На втором этапе предполагалось вложить 10 млн. долларов – уже непосредственно в производство мебели. Итого – 25 млн. долларов.
Причиной отказа стала волокита с согласованием проекта. К тому же правительство страны не смогло договориться с концерном «Беллесбумпром», который вообще не считал этот проект инвестиционным, так как, по мнению представителей ведомства, приход шведов в белорусские леса станет причиной... упадка отечественной деревообрабатывающей отрасли. Шведы подумали и решили уйти в Россию – тамошние власти сговорчивее. А для белорусского плана по иностранным инвестициям на этот год – фактически минус 15 млн. долларов.
Впрочем, большие надежды продолжают возлагать на предприятия нефтехимического комплекса. Еще в начале года правительство рассчитывало получить от их приватизации 80 млн. долларов, но с акционированием все пошло не настолько быстро и гладко, как хотелось бы. 25 июля Минэкономики должно было издать приказ о создании акционерных обществ на базе производственных объединений «Нафтан», «Полимир» и «Азот», но на дворе начало сентября, а упомянутые предприятия так и не превратились в АО. Еще с четырьмя флагманами белорусской нефтехимии предстоит повозиться – собрать все необходимые документы, разобраться с их финансовой деятельностью и т. д. Между тем предполагалось, что уже в сентябре – октябре пройдут инвестиционные конкурсы, на которые будут выставлены пакеты акций приватизированных предприятий. Если же с изменением их организационно-правовой формы дело будет идти так же туго, придется отложить конкурсы на следующий год.
Картину также могут «испортить» свободные экономические зоны, которые для того и придумывались, чтобы привлекать в страну инвестиции. Но сегодня зарубежный капитал, пришедший в СЭЗ, можно приравнять к уровню статистической погрешности (1,4% всех капиталовложений).
Мешает привлечению иностранных инвестиций и неумение разрабатывать инвестиционные проекты. Так, в этом году заинтересованность в использовании ресурсов действующей кредитной линии АКА «Гермес» проявили четыре организации, стоимость их проектов составляла более 90 млн. евро. Однако на рассмотрение валютно-кредитной комиссии были вынесены после прохождения необходимых экспертиз только два проекта, да и то по закупке зерноуборочных комбайнов, сельскохозяйственной техники и комплектующих к ней на общую сумму 19,2 млн. евро. Из почти 200 инвестиционных предложений, подготовленных отраслевыми министерствами и предприятиями для размещения в интернете на сайте Минэкономики, только 30 имеют ранг бизнес-планов.
Получается, что проблема не только в инвестиционном климате, издержки которого стали притчей во языцех, но и в обыкновенном неумении подавать товар лицом...
Юлия ШАРОВА, http://www.naviny.by