Выяснилось, что под сладкие разговоры о будущем союзе, в котором белорусский народ будет почти задаром пользоваться нефтью и газом, а россияне получат бесплатное окно в Европу, обсуждался единственный вопрос – политическая судьба Александра Григорьевича Лукашенко.
Его собственное будущее виделось ему всенепременно в кресле президента. Что там десять миллионов белорусов, прибавьте еще сто пятьдесят миллионов россиян – вот это масштаб!
Но поскольку в первом и во втором вариантах союза, предложенных Путиным, кресло президента Беларуси превращается в обычный стул, для Лукашенко неприемлемы оба варианта.
Его вполне устраивает третий – ельцинский договор о попеременном управлении союзной махиной.
Именно президентские амбиции Лукашенко, его нежелание скромно и незаметно уйти с политической арены, при этом сдав Беларусь в союз, вызвали в России такое раздражение.
Российские СМИ, не стесняясь в выражениях, тут же охарактеризовали готовность Беларуси к интеграции лишь для получения определенных экономических преференций, как будто только сейчас стало понятно, что Лукашенко «пользовал Москву как дойную корову для поддержки падающей экономики».
Но праведное негодование Москвы очень похоже на давнюю «домашнюю заготовку» на случай сопротивления белорусского лидера. Чего стоит распечатка телефонного разговора Лебедько и Немцова в «Советской России»! Даже похвалы реликтовому советскому устройству, сохраненному в Беларуси, в устах гэкачеписта Лукьянова выглядят запланированно-компрометирующими.
Судя по массированной атаке российских СМИ, главные разоблачения для белорусского руководства еще впереди. А пока Сванидзе огласил «целый ряд последствий в случае попытки продолжать водить Россию за нос и выбора нынешнего ущербного варианта отношений».
«Первое: с ореолом интегратора и объединителя Лукашенко придется проститься.
Второе: мухи будут все-таки отделены от котлет, а дружба – от тарифов на газ.
Третье: Москва перестанет отмазывать и оправдывать режим перед лицом мирового сообщества».
Возможно, первое – потерю Александром Григорьевичем ореола интегратора и объединителя белорусский народ как-нибудь переживет.
Со вторым сложнее. Ведь, несмотря на утверждения, что Беларусь занимает первое место в СНГ по производству валового продукта на душу населения, мы так и не разбогатели. И за восемь лет правления Лукашенко страна не смогла заработать деньги для обеспечения своих потребностей. Это общая наша беда. И вина конкретного человека.
Что же касается третьего. Хочу у «Зеркала» спросить, когда Москва осознала наличие режима в Беларуси, – до поздравления «великого интегратора» с «убедительной победой» на президентских выборах или после? И кто, собственно, уполномочил Москву «отмазывать и оправдывать режим Лукашенко перед мировым сообществом»?
Признавая правление Лукашенко режимом, кремлевские политики держали за пазухой камень «разоблачения» только лишь на случай его несговорчивости в делах союзных. И сейчас пользуют этот камешек, предлагая белорусскому народу абсолютно некорректный способ устранения диктатора: режим исчезнет вместе с потерей суверенитета. Выбирайте, господа белорусы!
Нас зомбируют. Нам настойчиво вбивают в голову: союзу нет альтернативы. Нам предлагают различные варианты вхождения в союз с государством, которое преследует свои геополитические интересы столь циничным образом – поддерживает диктатора.
С позиции давления возможно разговаривать с политиком-банкротом. С народом – нет. Даже такой великой стране как Россия. Мы – граждане Беларуси, белорусы, русские, литовцы, евреи, украинцы, татары, – народ, история и культура которого тесно переплелась с историей и культурой не только России, но и западно-европейских государств. У нас есть выбор: строящая свои отношения со всеми цивилизованными странами на принципах добрососедства суверенная Беларусь. Она вправе требовать к себе уважительного отношения. Независимо от будущего трудоустройства ее нынешнего политического лидера.
Наталья МАКУШИНА