Мифы Авторынок Гостевая Редакция Контакт Архив

№ 242 от 26.09.2002  

Тема

Возлюби ближнего своего...

В редакцию пришла молодая девушка С.: областная газета поместила статью, в которой, по ее мнению, автор однобоко осветил проблему, касающуюся лично ее и близких ей людей. Проблема, как оказалось, достаточно тонкая – религиозная.

С. произвела хорошее впечатление: недавно закончила филологический факультет, начитана, грамотно и интересно излагала свое мнение и, наконец, предложила материал для нашей газеты с экскурсом в историю протестантизма в Беларуси. Этот материал отказались печатать в областной газете. На мой взгляд, материал был действительно сыроват для печати, поэтому я решил для начала обратиться к публикации, которая и привела девушку к нам.

«В цепкой паутине»

Так называлась статья в «ГП» от 20 июля сего года. Речь в ней шла о том, как группа молодых верующих людей покинула католический костел и примкнула к неизвестной секте. Спровоцировал это дело, следует из материала «ГП», некий гражданин Ш*, который ранее уверовал в Бога в католическом костеле, но постепенно отошел от католических канонов и создал свою трактовку веры. В результате послушные добропорядочные дети стали в собственных семьях чужими людьми. Родители в ужасе, поскольку напрочь потеряли с детьми какой-либо контакт. К тому же, некоторые из детей ушли из дома, кто-то забросил учебу в вузе, часами просиживая над Библией. Никакие разумные меры воздействия на чад не принесли результата. В общем, жизнь перевернулась, и родители, как пишет газета – «вынесли свою боль на божий суд».

В качестве «божьего суда», как я понял, и выступила областная газета. Не хочу дальше цитировать своих коллег по перу, поскольку сложную и хрупкую, тоненькую, как паутина, тему газета действительно рассмотрела однобоко, не предоставив слова оппонентам. И посему я решил пройти по всей цепочке еще раз.

По пути Мартина Лютера

В гостях «БИ» – группа девушек во главе с тем самым гражданином Ш*, который якобы и увел всех в свою неизвестную секту. Все молодые люди с детства добросовестно посещали костел, были послушными в семье, радовали родителей и окружающих. Выросли, практически все учатся, некоторые одновременно работают. Они интересные собеседники и совсем не похожи внешне на стереотипных «сектантов». У них есть вполне мирские увлечения: кто-то занимается танцами, кто-то любит петь, кто-то серьезно увлекается и занимается историей. Они выглядят вполне современными людьми. И дружно не согласны с тем, что написано о них в областной газете.

Из их рассказа выяснилось, что все они проходили курс катехизации при Побригитском костеле в Гродно. Увлеклись харизматическим учением, часто дискутировали, продолжали ходить на службу, репетировали и представляли в костеле спектакли. Следующим их желанием стала благотворительная деятельность. Они твердо решили помогать нищим и убогим и с этой целью предложили в костеле создать специальную организацию. Но к их новшеству в костеле отнеслись осторожно, и ксендз предложил им заниматься благотворительной деятельностью, которую костел уже проводит. При Побригитском костеле существует столовая для бездомных, там всегда нужны руки, чтобы принести, подать, помыть, убрать. Вот только все это делается под присмотром священников.

Но наши герои рвались к чему-то другому. Они хотели самостоятельности. Никому не нравится, когда его в 18 лет пытаются водить за ручку, указывать и показывать. Некоторые из наших гостей высказывали недовольство тем, что в костеле только молятся Богу, не совершая при этом добрых дел в мирской жизни каждый день или даже – ежеминутно. По их мнению, та нерушимость традиций, которая сегодня присутствует в костеле, устарела; нужны иные, новые действия, более сопряженные с реальными результатами. Вот и решила группа несогласных уйти от «праздности» и отдать себя служению людям и господу. Они избрали этот путь сознательно и верят, что принесут этим самым больше пользы. Они считают, что повторяют путь Мартина Лютера и, может быть, в какой-то мере чувствуют себя удовлетворенными. Жажда молодых «служить людям и господу»... Такое не может не подкупать. Во мне тоже забурлил романтизм, и я даже немного позавидовал их увлеченности.

Говорили мы и о статье в областной газете: молодые люди признавали то, что проблема взаимоотношений в семьях существует, что они болезненно ее переживают, но она (проблема) не столь остра и однозначна, как изложено в статье. Мол, мы продолжаем верить в Бога, мы читаем Библию, но порой родители не хотят нас понимать. Одна из девушек действительно ушла из дома, снимает квартиру, но только по той причине, что считает себя взрослым человеком, учится и работает, хочет сама определиться в жизни, выбрать себе веру, обрести самостоятельность. Отец несколько раз избивал ее...

Меня удивило тогда, насколько спокойно они рассказывали о своих родителях – просто не понимают, они привыкли по-другому... Впрочем, меня удивил и еще один момент. Гражданин Ш*, который является их «пастырем», все больше молчал, лишь изредка поддерживая разговор.

Костел молится за них

Я посетил несколько семей. Общаться было тяжело. Взрослые люди определяют случившееся не иначе, как трагедия. И потом, они с большим недоверием отнеслись ко мне, постоянно спрашивая, на чьей я стороне.

Свое беспокойство, граничащее со страхом, они объясняли тем, что практически потеряли детей.

– Дочь перестала учиться, еле сдала последнюю сессию, один экзамен даже пришлось пересдавать – ранее такого не было. Она приходит домой и садится читать Библию, читает ее часами, потом нам с мужем что-то объясняет и доказывает. Ничего не хочет слушать, – говорит обеспокоенная мама. – Ее явно втянули в секту, это ненормально. Ей неинтересны друзья, подруги, дискотеки, как уйдут молиться – часами нету. Прячутся, снимают какие-то квартиры, где они деньги берут? Ведь стипендия небольшая.

– Я пробовал все, вплоть до ремня, так она ушла из дома. Уже вторую квартиру сменила. Виноват во всем этот Ш*, который побывал в Америке и набрался этого сектантства, – говорит отец другой девочки. – Сколько мы уже с женой слез пролили, нам так тяжело. Не знаем, за что нас Бог покарал.

Родители – обычные наши гродненцы, когда-то переселились из близлежащих деревень в город, всю жизнь работали на благо детей, чтобы в доме были порядок и уют. Почему же их дети так легко расстаются с тем, что так трудно и долго для них же создавалось?

Не берусь отвечать на этот вопрос. В каждом конкретном случае, видимо, свой ответ. Я пытался говорить об этом и с католическим священником. Но причины «ухода» детей, скрытые мотивы, корни проблемы найти трудно. Было ощущение недосказанности, некой тайны, которую никто не раскрывает. Невозможно установить – откуда взял начало ручеек, превратившийся в течение. Священник лишь сказал мне, что костел молится за них.

В «молельном доме»

Большие надежды я возлагал на визит туда, где и проходит основная, сокрытая от посторонних глаз, часть их жизни. В квартире дверь была не заперта. Комната переполнена, собралось более тридцати человек. В основном – молодые люди, некоторые – почти дети. Похоже, их родители точно не знают, где они и с кем. Пели какую-то веселую приятную песню. На стене график: кому, когда и куда приходить молиться, кому идти в больницу помогать больным. Заполнена вся неделя без перерыва: на учебу, работу и увлечения времени не остается.

Потом «пастырь» начал читать отрывки из Библии и толковать прочитанное. Нет, это была не какая-то философская проповедь интеллектуала, человека знающего и чувствующего, умеющего подать и объяснить. Мне показалось, что «пастырь» изнемогал в поисках формулировок, чтобы хоть каким-то образом донести до своих «овец» собственные умозаключения и выводы. Приведу простой пример: любовь к ближнему пояснялась – без преувеличения – на уровне отхожего места: «Вот забился у тети Мани «толчок», так пойди пробей его, и она скажет тебе спасибо. Вот она конкретная помощь...» И т.д. После посещения «молельного дома» ощутил какую-то опустошенность, на душе было скверно. Если это называется новым толкованием Библии, то трудно будет молодым людям найти дорогу к Богу.

Я смотрел на умные лица девушек, тех самых, что приходили к нам в редакцию, и никак не мог понять – почему они молчат? Почему не возражают «пастырю», который, мягко говоря, более часа несет несусветную ересь, не имеющую никакого отношения к вере.

Позже я сказал это Ш*. Он не обиделся и не разозлился. У него свой, главный, аргумент: мол, когда-то я и сам был большим грешником, но пришел к Богу и творю добрые дела.

Мысль о том, что раскаявшийся грешник стоит выше праведника, широко известна, о ней слышали даже те, кто не изучал азов Слова Божьего. Я тоже знаю о ней давно, но, честно говоря, она всегда оставалась для меня до конца не ясной, не понятной. Возможно, так оно и есть. Возможно, в высшем понимании – замечательно, когда энергия греха не просто исчезает, но трансформируется в добро и используется во благо. А человек, который смог сделать это, преодолев себя, заслуживает всяческого уважения. Но, да простит меня Бог, все же в этой идее я вижу некоторый изъян. Ведь, если воспринимать данный постулат «в лоб», то, в конце концов, окажется, что невозможно подняться высоко, если сперва не согрешишь, а потом, конечно, раскаешься. Впрочем, вернемся к нашей молодежи.

Позже, в редакции, я еще раз перечитал их материал, который отказалась печатать областная газета. Там есть такие строки: «В современном мире самый большой враг человечества – это невежество. С каждым днем научные, культурные, духовные потребности мира возрастают, и тот, кто не может подняться до уровня знаний цивилизации, остается за бортом прогресса и достижений современной культуры».

Мне кажется, это самое подходяще возражение к основному аргументу «пастыря», который пояснил мне, что у него есть только желание, но он, увы, не знаком со знаниями человечества. Мол, учился на физкультурном факультете, книг по философии не читал.

Михаил КАРНЕВИЧ

Со ссылками на законы и кодексы

В Совете по делам религий и национальностей Гродненского облисполкома его председатель Игорь Андреевич Попов показал мне около 10 жалоб от родителей детей, которые ходят к «пастырю». Ситуацию здесь знают. Поэтому и отказали Ш* в регистрации религиозной общины христиан полного Евангелия «Путь в небеса». Но разговор здесь получился сухой, со ссылками на законы и кодексы.

Более того, оказывается, еще в 2001 году Совет инициировал перед прокурором Октябрьского района Гродно привлечение к уголовной ответственности по ст.193 Уголовного кодекса РБ гражданина Ш* за организацию и руководство без регистрации устава религиозного объединения, деятельность которого, по их мнению, связана с посягательством на права, свободу и законные интересы граждан. Ни больше и не меньше.

Но что будет дальше с умными и симпатичными девушками? Куда примкнут их души, ведь жизнь без поисков смысла пуста. Возможно, их вера уже частично разрушена. Нам ли, выросшим при советской власти и не безуспешно воспитанным на лозунге «религия – опиум для народа», этого не понимать.

Рассказанная здесь история не имеет финала. Общаясь с ее героями, я убедился, что все они – «хорошие люди». Но кто и как может примирить все стороны, я не знаю. Да и не в этом задача газеты и журналиста. Как писал Максим Горький: «Хочу, чтоб каждый из людей стал Человеком».

Каждому, как говорится, по вере его...

P.S. «БИ» будет очень благодарна всем нашим читателям, кто поделится своими размышлениями на эту тему.

Назад