Мифы Авторынок Гостевая Редакция Контакт Архив

№ 242 от 26.09.2002  

Петербургские заметки

Встречи с Питером когда-то были для меня чуть ли не ежегодной обязательной программой, в том числе, из-за обилия родни и непреходящего интереса к городу. Сейчас это дорого, времени не хватает, «интересов» полно в родном Отечестве. Поэтому приглашение «по делу» (встреча представителей белорусской региональной прессы и северо-западной группы российских газет) пришлось как нельзя кстати. Я не буду утомлять читателя подробностями профессионального обмена, скажу лишь, что региональные российские СМИ по всем параметрам, начиная от полиграфии, заканчивая свободой слова, оставили нас далеко позади. А Беларусь, как информационный объект, они воспринимают очень своеобразно: некоторые думают, что мы уже «не вместо, а вместе», некоторые вообще о нас не думают.

И рядовому белорусу, ведь путешествуем мы сегодня мало и редко, за исключением тех граждан, кто еще занят угасающим челночным бизнесом, интересно другое – как живет рядовой россиянин в рядовом российском городе.

Общая картина

Да, Питер перестал быть второй или Северной столицей. Россия четко распалась на два государства – Москва и все, что за ее пределами. Асфальт проспектов и улиц выбит до таких глубин, что гродненским автомобилистам не приснится и в страшном сне. В час пик местные авто (среди которых немало древних «Жигулей» и «Москвичей») бойко несутся по трамвайным путям, проторив дополнительную колею между рельсами. Ямы, колдобины и рытвины никого не смущают. Ощущение стиральной доски, на которой несешься мимо памятников архитектуры, затмевает сами памятники архитектуры....

В области горят торфяники, и гарь и дым плотным облаком окутали все вокруг. Фасады зданий (а они в Питере, куда ни кинь взор – сплошь историческое наследие) покрыты слоем многолетней копоти, усугубленной пожарами прошедшего лета. То, что к 300-летию (2003 год) Петербург готовится, видно лишь на отдельных участках – Исаакий, Витебский вокзал, еще десяток-другой зданий упакованы в «леса» и полиэтилен. При этом ясно, что за один год восстановить и обустроить огромный запущенный город не удастся.

Штрихи и детали

Через широченный проспект натянуты рекламные растяжки – это такие многометровые полосы материи, весьма популярные в крупных городах. Напротив одной из них мы застряли в очередной пробке. И у меня была возможность выучить наизусть этот перл: «Казино «Колыма». На кону 10 т капусты». Представить еще 10 лет назад в центре культурной столицы России нечто подобное мог только писатель-фантаст или сумасшедший.

Толпа людей, быстро текущая по Невскому, изменилась до неузнаваемости. Где чудные старушки с редикюлями и в седых буклях, ровесницы века? То тут, то там мелькнет «белый воротничок», галстук, респектабельная дама средних лет – из машины в офис и обратно, на ходу общаясь с кем-то по телефону. Прохожие в массе своей – молодые люди с заткнутыми наушниками ушами. Один на один с собой и музыкой. Много бомжей. Некоторые пытаются подзаработать «живой рекламой», но выглядит это трогательно и смешно. Мелкий мужичонка, не взирая на жару, упакованный в зимнее пальто и калоши, еле тащит на себе плакат: «Золото, бриллианты. Эксклюзивные изделия». Эксклюзивным «изделием» выглядит скорее сам мужичонка. И кажется, что золото с брильянтами в рекламируемом салоне явно поддельные. Впрочем, здесь это никого не смущает. Подобным «эксклюзивом» усыпан весь Невский. Буквально через квартал – неопределенного вида и возраста усохшая до размеров куклы старушка рекламирует французскую косметику в магазине «Дина». И так – вплоть до самой Невы. Контраст между нищетой и блеском очень велик.

Для сравнения

Но большинство питерцев живут и работают в некоем средне-доходном режиме. Например, мой знакомый руководит маленькой ремонтно-строительной фирмой (которую точнее было бы назвать большой бригадой), одновременно обслуживающей не более 3-4-х объектов. Средняя зарплата строителей 200-250 у.е. Однако сама по себе зарплата – полдела. Важно, что за нее можно купить. Привокзальные магазины и те, что расположены в самом «сердце» Питера – это для приезжих. Горожане «отовариваются» по месту жительства: выбор там обширный, а цены на порядок ниже. Заглянем в супер-маркет на Тихорецкой. Товаров очень много. В основном – российского производства. Продукты качественные и вкусные. Цены вполне доступные, с большой градацией. На 5-6 сортов сосисок – столько же ценников, соответственно – разное качество. И каждый может выбрать продукт «по средствам». Некоторые товары дешевле, чем у нас, некоторые дороже. Однозначно дешевле куриное мясо и фарш (в переводе по курсу около 2700-2800 бел. рублей), говядина и свинина, субпродукты. Молочные продукты примерно на том же уровне. Огромный выбор недорогих соков российского производства. А вот хлеб дороже, чем у нас в 2-2,5 раза. Но это обусловлено, скорее, свободными ценами для сельхозпроизводителя, который в России не получает таких дотаций, как в Беларуси. В супер-маркете предпочитает обслуживаться средний класс, потому что предоставляются определенные «льготы» – если в данном магазине вы израсходовали сумму примерно в 1000 у.е. (включая все товары, как продовольственные, так и промышленные), получаете скидку в 5% на все последующие приобретения. Есть и 10-процентные скидки. В принципе, это выгодно. Квартиру можно снять от 30 у.е. (холупа) до 100 у.е. за нормальные три комнаты в не слишком глухом районе. Коммунальные услуги выше, чем у нас. Мобильная связь дешевле.

Бонусы и подарки

Бросается в глаза отсутствие уличных кафе. Если литовские города сплошь усеяны в летний период выносными зонтиками, столиками и стульчиками, то Питер в этом отношении – пуст. Однако мест, где можно хорошо посидеть, очень много и самых разнообразных. Вместо комплексных обедов в дневное время в многочисленных ресторанчиках и кафе подают так называемый бизнес-ланч. Это вкусно, недорого и приятно. Такой «ланч» может стоить около 2-3 у.е. и вполне по силам средним «бизнесменам», подают его быстро, порции – европейские (это не чайная ложка салата на кофейном блюдце). Вечером – дорого. Однако есть масса «завлекательных» моментов: в одном кафе шампанское для дам после 22.00 бесплатно, в другом – в качестве бонуса пирожные и мороженое и т.д. Бесплатные удовольствия, безусловно, включены в общую стоимость, но производят впечатление подарка. На один из ужинов российские устроители пригласили нас в уютный подвальчик «Ливерпуль». А когда оказалось, что к спинке стула, на который я уселась, прикручена табличка – здесь сидел и угощался раками в 1999 году Герман Раребелл, ударник группы Scorpions, в рекламных целях мне тут же вручили две пачки оригинального «Winston».

Под мостами по Неве

Еще одна легенда о Петербурге приказала долго жить: воспитанность и вежливость ленинградцев. Они канули в Лету, как и само имя Ленинград. Больше всех мне досталось от кассира Московского вокзала, где продаются билеты по всем направлениям. Сначала она долго посылала меня на вокзал Витебский ( «Уж эти, с Витебского вокзала. Шли бы себе к себе...»). Потом ее начала раздражать наша белорусская речь – мы с коллегами быстро перешли на «мову» в пику мелкой российской шовинистке. Но когда кассирша увидела, что мы не ругаемся с ней, не спорим и не орем, а дружно смеемся над манерой ее работы с клиентом, едва не выскочила с кулаками сквозь окошко. Приветливость, как норма поведения, ушла. Впрочем, это объяснимо – любые перемены требуют жертв. А такие глобальные, как развал империи, тем более...

Но прощальная прогулка под разведенными мостами по ночной Неве, над которой не было смога и гари, а только свежий ветер с Финского залива, примирила мои воспоминания с новыми впечатлениями: рано или поздно город возродится и, конечно, усилиями рядовых петербуржцев. Чего я здесь не приметила, так это безнадежности и упаднических настроений.

Елена РАВБЕЦКАЯ

Назад