Соседи
Особенности национальной стратегии
Парламент Литвы утвердил новую редакцию «Стратегии национальной безопасности». Документ не то чтобы секретный, но в свободной продаже его нет. Однако мне он в руки попался, и как не поделиться радостью с читателем.
Как наживать себе врагов
Что, кто и как может угрожать Литве? Пункт 4.1.2 «Стратегии» утверждает, что прямая военная конфронтация в регионе маловероятна. То есть, войны с соседями не будет. Пункт 4.1.1. гласит: внутренняя ситуация и исторический опыт исключают создание широкомасштабных структур в самой Литве. А вот с этим можно поспорить – достаточно послушать сверхрадикальные выступления таких довольно известных деятелей, как председатель партии националистов М.Мурза, глава младолитовцев С.Бушкявичюс, «король нищих» В.Шустаускас, и внутренняя ситуация станет неуютной... Да и исторический опыт весьма зловещий: старшее поколение еще хорошо помнит партизанское движение, по сути, гражданскую войну в 1945-1953 годах, когда в лесах погибли тридцать тысяч литовцев.... Не учитывать такие факты, разрабатывая стратегию национальной безопасности, нельзя.
Бьет тревогу пункт 4.1.1.1. – Литва может стать мишенью международного терроризма! Тревога обоснованная, но виноваты в этом сами власти Литвы. В тот же день, когда рухнули американские небоскребы, президент Литвы В.Адамкус предложил дипломатическую, материальную и, обратим внимание, военную помощь Соединенным Штатам. Ну, кто его за язык тянул? Конечно, Адамкус, который практически всю свою сознательную жизнь прожил в США, состоялся там как человек и политик, питает сантименты к своей второй родине, но в данном случае он должен был поступить не как вчерашний гражданин США, а как сегодняшний президент Литвы. Учитывая, что потенциал Литвы составляет не более одной тысячной доли от потенциала США, помощь может быть символической, если не сказать – смехотворной. Но какой-нибудь Бин Ладен или кто там еще, который до сих пор про Литву не слыхал, после такого заявления Адамкуса в списке будущих мишеней терактов, очень может быть, уже поставил крестик против Игналинской атомной, которая, кстати, находится в нескольких километрах от Беларуси...
Мало того, сейчас в парламенте Литвы идут дебаты: посылать или нет литовские войска в Афганистан? Это уже не эмоциональное заявление президента, это значит – самим лезть на рожон и напрашиваться на ответный удар. Вот такое понимание национальной безопасности у официального Вильнюса.
Соседей выбирают?
В «Стратегии» по полкам разложены принципы сосуществования Литвы со странами Восточно-европейского региона. Читателям, наверное, наиболее интересно, как Литва мыслит соседство с исторически, географически, этнически наиболее близкой страной – Беларусью.
На сей счет есть пункт 6.1.3.5., который привожу целиком: «Как демократическое государство и соседка Беларуси, Литовская Республика заинтересована в формировании гражданского общества и внедрении демократических норм и принципов в этой стране, в благополучии ее граждан и во внутренней стабильности. Литовская Республика придерживается тактики взаимовыгодного, избирательного сотрудничества на практическом уровне. Эта тактика, кроме других областей, включает охрану государственных границ и сотрудничество служб контроля, мероприятия по укреплению доверия и безопасности, сотрудничество с неправительственными организациями, представителями СМИ и т.п. При укреплении демократических тенденций на Беларуси Литовская Республика будет расширять сферу сотрудничества».
Качающаяся стабильность
Обратите внимание: Литва заинтересована во внутренней стабильности Беларуси. Уж что-что, а внутренняя стабильность в « синеокой республике» очевидна даже слепому: в Беларуси нет олигархов, нет сколько-нибудь значительных криминальных структур, нет ультрарадикальных политических группировок. В Беларуси не было такой дикой приватизации, как в Литве, не было бездумного развала колхозов, вследствие чего до миллиона крестьян остались у разбитого корыта, а миллион гектаров земли пустует.
Кто все это обеспечил? А нелюбимый и непризнаваемый Лукашенко! Это факт, который можно как угодно комментировать в газетных статьях и застольных беседах, но, если мыслить на самом деле стратегически, он должен приниматься как данность. Но почитаем еще раз пункт 6.1.3.5., где говорится об избирательном сотрудничестве с неправительственными организациями и представителями СМИ. Какими? Ну, конечно же, с оппозиционными, которые спят и видят свергнутого Лукашенко.
С точки зрения литовцев, Беларусь идет неверным путем. Но в Вильнюсе прекрасно знают, что основная масса населения Беларуси так не считает. Поэтому «внедрение демократических принципов», направленное на изменение существующего строя, в нынешней ситуации приведет к расшатыванию уже имеющейся внутренней стабильности Беларуси. Разве на данный момент это в стратегических планах Литвы?
Экспорт демократии
В Литве осуждают «экспорт революции», к примеру, рейд красной конницы в Польшу в 1920 году, и хихикают над понесенным красными позором «чуда над Вислой». Там считают, что события должны происходить, подталкиваемые исключительно внутренними процессами, без всякого влияния извне. В Литве не потерпят никакую помощь, скажем, желающим автономии польскоязычного Вильнюсского края. Там до сих пор за решеткой сидит убежденный коммунист М.Бурокявичюс. В общем, это правильно: хоть экспорт, хоть импорт революции – плохой принцип. А экспорт демократии, значит, хороший?..
Демократические преобразования нужны не сами для себя, а для улучшения жизни народа. Ничто не указывает на то, что приход к власти демократических сил (находящихся, увы, пока в зачаточном состоянии) автоматически сразу улучшит жизнь белорусов. Пример Литвы показывает обратное: согласно официальной статистике, после двенадцати лет независимости и демократии треть литовцев все еще живет за чертой бедности.
С точки зрения Вильнюса, наверное, заманчиво прослыть борцами за счастье соседнего, страдающего белорусского народа, особенно накануне выборов... В таком случае там плохо представляют, что такое стратегия и что такое национальная безопасность. Любое вмешательство в чужие внутренние дела никогда не приводило ни к стабильности, ни к безопасности и, в конечном счете, не шло на пользу столь любимой демократии.
Леонас ДАУГЕЛА, Литва, специально для «БИ»
|