В своих комментариях Олег Жюгжда – режиссер-постановщик (а с начала 2002-го года он же и художественный руководитель Гродненского театра драмы) с улыбкой заметил, что спектакль о жизни монастыря – «находка для театра, для женщин, которые вечно не заняты: столько ролей и все монашки!». Так полушутя-полусерьезно новый руководитель подчеркнул одну из многих проблем по ту сторону кулис.
Костюмная псевдо-историческая пьеса, почти трагедия с элементами мелодрамы только открывает небольшую череду того нового, с чем столкнется зритель в новом театральном сезоне. В настоящее время пересматривается, взвешивается и обдумывается весь репертуар. Естественно, он изменится. Но нужно помнить, что новые постановки – это прежде всего деньги, а хорошие постановки – это деньги немалые. Найти их в сегодняшних экономических условиях – дело практически невозможное.
Говоря о своей репертуарной политике, Олег Олегович Жюгжда ставит акцент на приоритете современных белорусских авторов и классики:
«Возможно, в следующем сезоне из современных авторов будет Сергей Ковалев. В этом – мы, пожалуй, первыми делаем постановку Андрея Курейчика, о котором так много пишут в последнее время... Ну, и классика. Вот тут хотелось, чтобы в театре были серьезные и глубокие детские постановки...»
Причем, как режиссер, много лет проработавший практически в детском театре, Олег Жюгжда намерен и здесь относиться к зрителю-ребенку совершенно серьезно: халтуры не будет. Первую постановку дети оценят уже через два месяца: в планах театра подготовка яркого и зрелищного спектакля к Новому году. Пока не ясно, какое именно произведение воплотится на сцене драматического, но, по словам Олега Олеговича, однозначно, что это будет сказка очень известная и очень популярная. Сейчас есть несколько вариантов таких сказок – и все они заслуживают внимания не только детей, но и их родителей.
Вернемся к репертуару для взрослых. В афишах открывающегося сезона, к сожалению, мы уже не увидим «Датской истории» (прощание с ней состоится в ноябре). Такое решение принял режиссер спектакля: актеры просто выросли из того возраста, чтобы иметь право играть своих героев. И сегодня остается надеяться, что когда-нибудь, когда нехватка молодых актеров перестанет быть одной из серьезнейших проблем театра, спектакль можно будет восстановить.
В современных условиях монументальность постановок, требующих немало труда не только при создании, но и в прокате, – когда в спектакль приглашаются исполнители «со стороны», кардебалет и т.п., – из разряда достоинств переходит в разряд существенных недостатков. Именно по этой причине и уйдет со сцены практически не игравшийся спектакль «Рогнеда и Владимир». Вслед ему исчезнет «Кольцо и роза», «Разбойник»... Будут пересматриваться и спектакли «легкого жанра».
Совсем немного осталось до 55-летия гродненского театра драмы. К этой дате его труппа готовит зрителям маленький подарок – спектакль-концерт, пока еще проходящий под рабочим названием «Возвращение звезд». Часть этого проекта, подчиненного излюбленной теме Олега Жюгжды («немножко ретро»), гродненцы могли видеть весной в театре кукол. Возможно, спектакль войдет в репертуар театра драмы.
А вот лето опять принесет гродненцам радость встреч – не исключены гастроли (обменные) с театрами Брянска и Могилева. И тогда в городе ненадолго поселится редкий гость «Бум Театральный», еще хранящий в памяти историю старого тизенгаузовского театра, годовой репертуар которого иной раз насчитывал до двухсот пятидесяти пьес – число, которое сегодня вызывает чувство зависти не только у любителей цифр.
Алеся ЛЕЙ