Читатель–газета
Посещение не «своего» храма – богохульство?
Моя подруга ходит в молитвенный дом. И у нас с ней возник спор. Сейчас много молитвенных домов, например, в скверике на улице Титова. Имеют ли они что-то общее с православной церковью? Не является ли посещение их богохульством? Ведь у них отсутствуют иконы, свечи и другие церковные атрибуты. Н.И., пенсионерка.
Как ответил «БИ» Виктор Иванович, помощник священнослужителя в церкви «Благодать» Христиан Веры Евангельской, которая располагается по улице Титова, эта церковь не православная, она – христианская. Действительно, от православной церкви ее отличает отсутствие икон и каких-либо других изображений Христа, святых. Это объясняется одной из десяти заповедей: «Не сотвори себе кумира» – т.е., не поклоняйся изображению, а молись непосредственно Христу. Церковь не воинствует против других религий, основывается на Библии, утверждает, что Бог един и вера едина. А потому посещение церкви «Благодать» богохульством быть не может.
Для того, чтобы быть объективным, надо привести мнение и другой стороны – Православной Церкви. На вопрос ответил Юрий Николаевич Иванов, бакалавр богословия, выпускник Минской духовной семинарии, и.о. иподиакона Преосвященнейшего Артемия, еп. Гродненского и Волковыского.
– Сначала нужно выяснить значение слова «богохульство». «Поношение, оскорбление церковных реликвий, хула на бога» – такое определение слова богохульство дает толковый словарь Ожегова. То есть, посещение другого храма богохульством быть не может.
Для человека, крещеного в Православии и считающего себя православным, посещение любого культового заведения с целью экскурсии, ознакомления с другой конфессией не является чем-то предосудительным. С другой стороны, посещение неправославного храма с целью молитвы и участия в сакральных обрядах является вероотступничеством, что предусмотрено постановлениями семи Вселенских Соборов. Такой человек автоматически исключает себя из числа православных верующих. В случае крайней необходимости православным разрешается посещение храмов католических и англиканских. Православная Церковь признает крещение и другие таинства этих церквей юридически правильными. Почему? Важно, чтобы была правильна сама произносимая формула крещения, кроме этого необходимо, чтобы она произносилась человеком, имеющим на это право. Этот человек – православный, католический или англиканский священник, в случае крайней нужды – рядовой верующий (так перед смертью своей женой был крещен Булат Окуджава). Почему только эти священники и верующие могут крестить? В этих Церквях существует апостольская преемственность – это значит, что первых епископов рукоположили апостолы, эти епископы рукоположили своих преемников, и так эта цепочка тянется и по сей день до каждого епископа, принадлежащего вышеперечисленным Церквям. Англиканская Церковь отделилась от католической, сохранив между тем апостольскую преемственность. Апостольская преемственность других Церквей, именующих себя христианскими, сомнительна.
Важным является и вопрос икон или других изображений Христа и святых. Первые иконы были написаны самими апостолами. Например, Владимирская икона, которая хранится в Москве, икона Божьей матери в Минске – по преданию, они были написаны апостолом Лукой. Первые изображения Христа – фрески на стенах Римских катакомб были выполнены еще при жизни апостолов. Более того, в Храме иудейском висели завесы, расшитые изображениями ангелов и небесных сил. А ведь именно иудеи получили десять заповедей, и считали изображения единственным исключением из заповеди «Не сотвори себе кумира».
Если подытожить, то в любом случае Ваша подруга богохульства не совершила. А все остальное зависит от ее вероисповедания.
А. КУЧУРО
|