Мифы Авторынок Гостевая Редакция Контакт Архив

№ 252 от 05.12.2002  

Здоровье

Витамин К. Кровный друг

Как вы думаете, что носили древние римские легионеры в холщовом мешочке на поясе? Правильно, времена были лихие: то одна война, то другая, и, принимая во внимание тогдашнее вооружение – кровь лилась, как водица. Навернул тебя противник какой загогулиной, а ты тут же хвать из заветного мешочка сушеного тысячелистника и... снова – как новенький, никакого кровотечения. Видимо, так или примерно так размышлял сорокатрехлетний профессор медицинской школы в Сент-Луисе Эдуард Дойзи в 1936 году, пытаясь выделить из кровоостанавливающих растений открытый в 1929 году датским биохимиком Хенриком Дамом витамин, прозванный им витамином К (от английского коагуляция – свертывание).

Знай наших...

Ни из тысячелистника, ни из подорожника тогда выделить витамин не удалось. Как выяснилось позже, его количество там было невелико. А вот с люцерной (кто бы мог подумать!) повезло – была выделена его растительная разновидность – К1, а из рыбной муки – К2. В довершение такой удачи Дойзи синтезировал искусственный витамин К3 – менадион. Наши не ударили в грязь лицом перед мировой научной общественностью. Взяли да изобрели его водорастворимую форму – викасол (витамин-К-soluble, растворимый, англ.). Хотелось бы упомянуть этих ученых – М.Шемякин и А.Палладин, чтобы еще раз сказать спасибо от имени спасенных ими людей. И напомнить скептикам – «пороху» у наших ученых всегда хватало, вот только бы им не мешали начальники от науки да помогало материально родное государство. В 1943 году, когда пик работ по витамину К достиг апогея, Нобелевский комитет присудил премию по медицине и физиологии Э. Дойзи и Х.Даму. Время было военное – не до торжеств, поэтому ее вручили не в Стокгольме, а в Нью-Йорке только на следующий год. Это, к тому же, был тот единственный случай, когда триумфаторы не читали своей знаменитой Лекции лауреата. Однако «вернемся к нашим баранам». Хотя с самого начала знали об «узкой специализации» витамина К как фактора, принимающего участие в свертывании крови, механизм его действия был установлен только в 1975 году. Оказалось, что он, во-первых, принимает участие в синтезе протромбина (белка, предшественника тромбина, образующего кровяные сгустки) и, во-вторых, специфически его модифицирует совместно с еще тремя факторами свертывания крови, приводя их в активную форму.

В работах последних лет есть сообщения и о других, неизвестных ранее, функциях витамина в организме человека. Было показано, что он усиливает синтез альбумина (основного транспортного белка сыворотки крови) и, что совершенно неожиданно и очень важно – ферментов пищеварения – пепсина, трипсина, липазы, амилазы и других. Сразу заговорили о его анаболических свойствах, т.е., способностях оживлять, активировать процессы синтеза в организме. Интересные данные получены о его взаимодействии со своим химическим «родичем» витамином Е на уровне мембран митохондрий (энергетических «станций» клетки). До конца процесс, как это водится, не изучен, но это затрагивает основы жизнедеятельности клетки.

Что будем есть?

Если вспомнить предыдущую статью («Биржа информации», № 49 от 28 ноября) в рубрике «Здоровье», там, где речь шла об остеопорозе, я упомянул о витамине К, как об одном из действующих начал этого заболевания, не случайно. Буквально в последние годы ученые нашли, что в этом процессе витамин К играет значительную, вернее – ведущую роль! Он активирует синтез белка остеобластами (клетками, отвечающими за формирование кости) – остеокальцина, протеина S и Gla-протеина, структурной основы любой кости, вокруг которых кристаллизуется кальций. Нетрудно представить, что любое снижение уровня витамина отражается на плотности костной ткани. Американцы нашли, что у женщин с остеопорозом уровень витамина составляет лишь 25% от уровня здоровых. Эти данные объясняют то, на что долгое время у медицины не было ответа – почему жирорастворимый витамин депонируется в костях?

Витамин К довольно широко распространен в природе, особенно в растительном мире. Наиболее богаты витамином листья крапивы, кукурузные рыльца, пастушья сумка. Среди овощей чемпионы – капуста, шпинат, тыква и томаты. А вот в свекле, картошке, моркови, пшенице, овсе, горохе – его очень мало, не более 0,1 мг в 100 граммах продукта. Потребность человека в этом витамине установить очень сложно, и вот почему – витамин К2 синтезируют и поставляют нам наши «квартиранты» – микрофлора толстого кишечника. Сейчас во всём мире принято, что организму требуется его 200 – 300 мкг в сутки. При таком изобилии источников витамина долгое время считалось, что не бывает состояния его дефицита, тем более его авитаминоза. Оказалось, не все так просто.

Дефицит витамина? – Пожалуйста...

Во-первых, как я уже подчеркивал, любой «удар» по нашим «жильцам» антибиотиками и консервантами сказывается на обеспечении организма «хозяина» витаминами. Ведь они тоже не дураки и живут, как мы видим, по принципу: «как вы к нам, так и мы к вам...». Так постепенно широко распространенные и, как многие считают, безобидные дисбактериозы вырастают в значительную проблему. Еще один повод напомнить – пейте молочные продукты с добавками бифидобактерий, этим вы в значительной мере поможете своему организму. Думаю, тех, кто регулярно читает раздел «Здоровье» нашей газеты, не стоит дополнительно агитировать.

Во-вторых, витамин К, как и всякий жирорастворимый витамин, для своего всасывания в кишечнике нуждается в присутствии желчи. Поэтому любые нарушения функции печени или желчного пузыря сказываются на обеспеченности организма витамином.

Принимая это во внимание, напрашивается вывод, что недостаток витамина К – не такая уж редкость. Большинство британских исследователей считают, что необходимое количество витамина составляет 1 мкг на 1 кг веса тела в день. Иногда с лекарственной целью в наших клиниках назначают 10 – 15 мг викасола в сутки. Для профилактики его дают на последнем месяце беременности с целью предупреждения кровоточивости новорожденных. Этим крохам недостаток витамина К грозит, в прямом смысле слова, смертельной опасностью. Серьезность ситуации заключается в том, что кишечник новорожденного стерилен (!), а в грудном материнском молоке концентрация витамина, ну, очень мала. Известно, что американцы в обязательном порядке всем рожденным дают витамин К. Врачи, кроме того, назначают его во всех случаях повышенной кровоточивости и при подготовке к оперативным вмешательствам.

P.S. Если у вас вдруг появились частые носовые кровотечения, если ваша любимая зубная щетка провоцирует кровоточивость десен, если даже легкое «прикосновение» оставляет на вашем теле синяки – не следует паниковать. В первую очередь, это может быть сигналом о недостатке витамина К в вашем организме. Природа нас приучила, раз его всюду много – незачем запасать впрок. Для современного человека это оборачивается злой шуткой. С другой стороны, хочется еще раз предостеречь – передозировка жирорастворимых витаминов, за исключением витамина Е, чревата серьезными последствиями. Поэтому прежде, чем их принимать, надо обязательно проконсультироваться со специалистом. Самолечение – дешево, но очень опасно. Помните прекрасную польскую поговорку – «Цо за дуже, то не здрово»! До встречи.

Александр НАУМОВ, кандидат медицинских наук

Назад