Мифы Авторынок Гостевая Редакция Контакт Архив

№ 253 от 12.12.2002  

Общество

Бездомные не нужны никому, кроме вшей и милиции

Бездомную жизнь в свое время поэтизировал Кобо Абэ. Для желающих уйти из своего благополучного дома и жить на улице он даже описывал выкройки переносного «дома» из картонных коробок и давал дельные советы, как поаккуратнее прорезать в нем окошечко для глаз, как спасаться от дождя и куда прятаться от полиции. Но дело происходило в Японии, стране с субтропическим климатом. У нас климат посуровее, добровольно никто из дому уходить не хочет, а бомжи, хоть и не в картонных коробках, есть и у нас.

Статистическая единица

Представление о том, что бездомный – так называемый бомж – опустившееся, неопрятного вида существо с устрашающим набором болезней, не желающее вернуться к обычной жизни, очень распространено. На самом деле, мы видим лишь вершину айсберга – только у 10 процентов этого сообщества вид действительно устрашающий. Остальные бездомные выглядят более-менее прилично и похожи на обыкновенных подпивших мужичков, идущих с пыльной работенки домой. Только вот самого главного – дома – у них нет.

По непроверенным данным в Гродно около 100 человек бездомных, и число их с каждым днем растет. Казалось бы, для большого города цифра незначительная, если не задумываться, что за каждой такой статистической единицей стоит живой человек. И довольно безответственно думать, что они сами во всем виноваты: мол, «кто весел – тот смеется, кто хочет – тот добьется» и «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Человек слаб, неблагоприятное стечение обстоятельств плюс потеря паспорта – и ты на улице. Как свидетельствует авторитетный журнал «Наука и жизнь», по статистике международной гуманитарной организации «Врачи без границ», 79 процентов бездомных хотят изменить свою жизнь, причем, приоритеты у них такие же, как и у среднего обывателя – дом, дети, семья, работа. Более половины из них имеют среднее образование, а 9 процентов – высшее, четверо из пяти находятся в трудоспособном возрасте (25-55 лет).

Квартирный вопрос

В теплое время года бездомные живут, в основном, в деревнях или около них, поближе к дарам лесов и огородов. С наступлением холодов подтягиваются в город, в деревне в это время не прожить – замерзнешь. В городе есть теплые подъезды с батареями, чердаки, трубы центрального отопления (под землей и обмотанные ватой), где можно спрятаться и переночевать.

Несколько историй из жизни бомжей мне рассказали врачи санпропускника. Один бомж, отличающийся от прочих наличием двух высших образований, сначала разменял родительскую двухкомнатную квартиру на однокомнатную, а разницу пропил. Потом продал и пропил вторую квартиру. Сейчас живет на улице. О другом, Владимире, врачи даже тепло вспоминали – красивый был мужик, молодой еще, на стройке работал, а жил в полуразрушенном доме на ул. К. Маркса. Там он и погиб – сгорел по пьяной «лавочке».

А вот что сами бомжи рассказывают о себе.

Степан, 1946 года рождения, бездомный со стажем: «Моя родина не здесь, в России. Окончил Рязанское десантное училище, получил высшее образование, служить отправили в Беларусь. Все было: семья, дети, квартира на улице Энгельса. Но так получилось, что я сидел, а жена вместе с участковым за это время меня из квартиры выписала. Вернулся – жить негде, и денег нет, чтобы на них в суд подать. Жена сейчас живет с другим. Отец, мать, старший брат умерли. У детей свои семьи, с ними жить не получается». На мой вопрос о паспорте и работе: «Да если бы был паспорт, сидел бы я здесь? («здесь» – это на крылечке санпропускника). Без паспорта на работу не берут, а кто я без работы?!»

Николай, 40 лет: «Жил в общежитии, посадили за пьяную драку, через год выпустили, а в комнате моей уже другие люди живут. И податься некуда – родственники все далеко. Работаю сейчас на стройке, а живу, где придется».

Как рассказал бездомный К., раньше, в «нормальной» жизни, он был прописан в Гродно. Теперь, потеряв паспорт и попав в те самые пресловутые обстоятельства, он стал бездомным. Этим летом К. жил недалеко от Скиделя, в деревне, у знакомого, но с наступлением холодов тот его выставил. Сейчас К. вернулся в Гродно, жить ему негде, но он надеется, что его пустит к себе бывший сосед. А если не пустит, то он пополнит собою ряды «крайних» бездомных, живущих в люках на теплых трубах.

Лейтмотив всех этих историй – потеря паспорта. Самое неприятное, что тот же К. самостоятельно из этой истории вряд ли сможет выпутаться. Он искал работу, но везде встречал один ответ: «Без паспорта не берем». Чтобы сделать паспорт, требуется справка с места работы. И не один человек мыкается по этому замкнутому кругу. Создается впечатление, что общество само активно выталкивает своего провинившегося члена, а после этого сетует: «Дескать, бродяги и заразу разносят, и детей пугают, и по чердакам шастают!» Конечно, среди бездомных есть индивидуумы совершенно асоциальные, сами разрушившие свою жизнь. Но ведь не все такие, многих еще можно спасти.

Медицинский аспект

Бездомных ловит милиция, отправляет их в санпропускник для полной санобработки (помывка, обработка от педикулеза, прожарка одежды), а после этого – в Лиду для установления личности. Как только личность установлена, их отпускают, они спокойно возвращаются обратно в Гродно, и цикл повторяется. Странные отношения складываются у бездомных с Гродненским санпропускником. Самым обездоленным это учреждение раздает одежду от Красного Креста. Спасаться от вшей они приходят туда не только с милицией, но и сами, потому что получить бесплатный обед при костеле можно только при предъявлении справки о прохождении санобработки. Но при этом ни под каким видом они не разглашают тайну своего места обитания – ведь, если расскажут, туда приедет милиция, а затем санпропускник проведет обработку, после чего чердак заколотят, люк закроют навсегда, и обитать им будет совсем негде. Получается, как ты ни мойся, «дома» ждут тебя вши, и все возвращается на круги своя.

Описать медицинскую сторону проблемы предоставим специалисту, заведующему дез. отделом Гродненского центра гигиены и эпидемиологии Тодрику Тадеушу Адамовичу.

– Вши бывают трех разновидностей – платяная, головная и лобковая, две первые являются распространителями сыпного тифа. Живут вши в среднем от 38 до 45 дней, откладывают 5-15 яиц в сутки. В прошлом сыпной тиф имел широкое распространение, особенно после войны, в послевоенные годы, во время стихийных бедствий, и назывался он вшивым, военным, голодным, тюремным. Источником заболеваемости являются больные и переболевшие. Особенно неблагополучной в этом отношении группой являются бомжи. Они представляют угрозу жителям города: не имеют постоянного места жительства, что затрудняет проведение обработки в очагах заболевания и осмотр контактных. За неделю через санпропускник проходит 20-25 бомжей. Неблагополучные, неустроенные, зачастую они приезжают из южных районов и привозят с собой несвойственные нашей территории болезни, а могут привезти и такую страшную, как сыпной тиф. Он начинается остро, с недомогания, бессонницы, потери аппетита, озноба. Температура за первые два дня поднимается до 39-40 градусов и держится на протяжении двух недель. Больного беспокоит сильная головная боль, на пятый день на теле появляется сыпь. Лицо при этом – одутловатое, гиперемированное. В тяжелых случаях может быть бред, галлюцинации, расстройства мочеиспускания и сердечно-сосудистой системы. Чаще всего заболевание оканчивается летальным исходом. У переболевших это заболевание носит название «болезнь Брилля». Передается сыпной тиф очень легко, например, от бомжей в переполненном троллейбусе при тесном контакте и укусах вшей.

Выявление завшивленых проводится медработниками на всех уровнях при активной помощи педагогов, воспитателей ДДУ. Ни одна справка в поликлиниках и медпунктах не выдается без осмотра на педикулез и кожные заболевания. Благодаря слаженной работе, удалось не допустить случаев заболевания сыпным тифом, снизить пораженность педикулезом на 39,5% по сравнению с прошедшим годом. Меры профилактики этой болезни прежние – соблюдение правил личной гигиены: смена белья не реже, чем раз в 7 дней, исключение пользования чужой одеждой. Температурный фактор – кипячение и проглаживание одежды утюгом – губительно действует на все виды вшей. При обнаружении вшей отчаиваться не надо, провести обработку можно самостоятельно: купить в аптеке педикулоцидное средство, перед применением тщательно прочитать инструкцию, а после – вычесать гнид густым гребнем. Можно обратиться за помощью в поликлинику по месту жительства, или в ГЦГиЭ, который расположен по адресу: ул. Буденного 54-А и работает ежедневно с 8.30 до 17.30, в субботу с 8.30 до 15.30. Стоимость частичной обработки – 124 руб., полной – 247 руб., обработка постельных принадлежностей, верхней одежды – 494руб.

Приходите, будем рады помочь в трудную минуту.

Полина ГЛАЗ

при содействии заведующего дез. отделом Тодрика Т.А. и сотрудников Гродненского Центра Гигиены и Эпидемиологии

Назад