Живет наше кино!
В день праздника белорусского кино в столичном кинотеатре «Москва» состоялась премьера новой работы «Беларусьфильма». Фильм «Между жизнью и смертью» Александра и Дмитрия Зайцевых – это единственная картина, производство которой было завершено на киностудии в этом году. Ее показом был завершен кинофестиваль «Листопад-2002» в Минске.
Работа над монтажом «Анастасии Слуцкой» еще продолжается, а отечественный кинобоевик «Между жизнью и смертью» уже отправился в самостоятельную жизнь. На международном кинорынке в Москве фильм получил хорошую оценку покупателей – представителей кинопроката. 17 декабря в столичном кинотеатре «Москва» успешно прошла его премьера. В главных ролях известные актеры – Евгений Сидихин, Анатолий Котенев, Геннадий Овсянников.
Гродно в кадре
Знаете ли вы, что Гродно всегда был самым любимым городом киношников?
Улицы его становились полноправными героями фильмов почти без «грима». Вот в объективе – типичный квартал эпохи революции. Поворот камеры – и вы попадаете в провинциальный городок, уставший от войны. И новостройки в Гродно тоже особенные, они не обделены вниманием кинематографа. На фоне многоэтажек Девятовки и БЛК, по сюжету вытесняющих в прошлое деревню Белые росы, происходит действие одноименного фильма Игоря Добролюбова...
Все началось в 1955 году. В кадрах фильма «Миколка-паровоз» Льва Голуба навсегда остались паровозное депо и старый вокзал Гродно. Когда его сносили, под крышей нашли революционные листовки. Историки-профессионалы сделали «открытие»: прокламации занесло ветром во время киносъемок эпизода с литерным царским поездом.
Улица Молодежная и ворота Бригитского монастыря стали декорацией в сцене фильма Виктора Турова по сценарию Геннадия Шпаликова «Я родом из детства». Старые стены домов помнят героя Владимира Высоцкого, уходящего на фронт, и провожавшего его мальчишку. А на месте ресторана «Зубр» когда-то стоял дом, на деревянной лестнице которого снималась сцена с Высоцким и Ниной Ургант.
Действие одного из эпизодов фильма «Годен к нестроевой» происходило на территории подлежащего сносу склада во дворе перчаточной фабрики. Зеваки из соседних домов вместе с киногруппой долго ждали белую лошадь, «приглашенную» на съемки. Совсем юный тогда актер Виктор Перевалов никак не мог заплакать, не помогла даже разрезанная луковица. Слезы потекли, когда режиссер Вадим Роговой пообещал больше его в кино не снимать.
Улицы нашего города стали съемочной площадкой, на которой работали выдающиеся актеры. Машина с надписью «Беларусьфильм» не раз привозила сюда великую белорусскую актрису Стефанию Станюту. К Гродно она относилась с особенной любовью.
Не переодеваясь после съемок «Рудобельской республики», расхаживали по городу бравые красавцы Эммануил Виторган и Юозас Будрайтис. На улице Тельмана снимался эпизод со спасением детской коляски, за которое герой Николая Караченцова схлопотал пятнадцать суток. На улице Островского Караченцов и актер Геннадий Гарбук по очереди красили забор детского сада. Белые Росы – так и называется теперь окраина Гродно, где снимались сцены с Борисом Новиковым и Всеволодом Санаевым.
Центральная усадьба колхоза «Прогресс» тоже не осталась незамеченной киношниками. Рабочий кабинет председателя А. Дубко в Вертелишках обживали актеры, снимавшиеся в фильме «С юбилеем подождем». Исполнитель главной роли Кирилл Лавров день своего 60-летия встретил в павильоне Гродненской студии телевидения, где проходила съемка одного из эпизодов этого фильма.
Живописные окрестности Гродно, хутора, сохранившиеся с довоенной поры, и, конечно же, сам Неман не раз были участниками натурных съемок. На принеманских просторах разворачивается драма героини фильма «Франка», снятого по произведению Элизы Ожешко.
У жителей деревни Ковальцы наверняка остался в памяти рояль, «брошенный немцами при отступлении» из фильма «Мы – хлопцы живучие», и мост через овраг, который киношники неделю строили, а потом подожгли. Как часто это бывает в кино: весной снимали позднюю осень и выкапывали из земли «мерзлую» картошку. Вадим Ганьшин – актер без одной ноги, на протезе, игравший вернувшегося с фронта солдата, с трудом выдерживал напряженный режим съемочных дней.
Пулеметные очереди и подожженное жито, современные пожарные машины и «фашисты», вооруженные до зубов, собирали ребят из деревни Разлом во время съемок «Дня возвращения». «Загримированный» для фильма мотоцикл ни за что не хотел подчиняться актеру и каскадеру Александру Беспалому, поэтому в роли немца сняли владельца строптивой техники – местного жителя. Пришлось уговорить его сбрить усы, так как, надев немецкий мундир, он оказался удивительно похож на... Гитлера.
Однажды перед изумленными пассажирами пассажирского поезда, шедшего без остановки через станцию Поречье, проплыл вокзал с людьми в фашистской форме, над которым развевался флаг со свастикой.
... двое полицаев с винтовками сопровождают пленного красноармейца по улице Телеграфной.
...на площади около Большой синагоги пацаны-оборвыши играют в чику, а мимо идут раненые бойцы. «Кино снимается», – догадается случайный прохожий.
Весной прошлого года в нашем городе вновь велись съемки. На этот раз россияне совместно с режиссером из Америки Менахеном Голаном работали над массовыми эпизодами для художественного фильма «Бабий яр» по произведению Анатолия Кузнецова. В основе книги лежит историческое событие – уничтожение фашистами в 1941 году под Киевом 33 тысяч евреев.
Директор фильма Юрий Костов говорил тогда о возможном приезде на съемки американского актера Керка Дугласа – незабываемого Спартака из одноименного фильма, отца кинозвезды Майкла Дугласа. Но кино – вещь непредсказуемая: Керк Дуглас в Гродно не приехал. Сняли в городе массовку с участием в ней гродненцев: люди, идущие на верную смерть, фашисты, полицаи, автоматы, овчарки. Улицы исторического центра Гродно – Урицкого, Молодежная и Замковая, на которой в 1941-1943 годах был вход в гродненское гетто, – вошли в эпизоды будущего фильма.
Сегодня наш Гродно растет и перестраивается. Асфальтируются старые улочки, ремонтируются дома. К сожалению, теряется главное: стилизованный ремонт не сохраняет колорита времени, а асфальт скрывает под собой брусчатку мостовых, которая была ностальгическим символом уходящей эпохи не только для киношников. Исчезают ажурные решетки балконов, резные двери, замысловатые водосточные трубы, лепнина фасадов. Уходит «натура» и то обаяние, которое всегда привлекало кинорежиссеров.
И все же наш Гродно внес свой вклад в историю кино, потому что в мире кинематографа он стал ОБРАЗОМ ГОРОДА.
Снимались в Гродно и окрестностях
1956 «Миколка-паровоз»
1965 «Я родом из детства»
1969 «Счастливый человек»
1970 «Рудобельская республика»
1971 «Иван Макарович»
1972 «Ищу человека»
1973 «Кортик», «Бронзовая птица»
1976 «Семейные обстоятельства»
1978 «Дожди пройдут по всей территории»
1979 «День возвращения»
1980 «Возьму твою боль»
1982 «Мед осы»
1983 «Белые росы»
1985 «Мама, я жив!»
В разные годы: «Мы – хлопцы живучие»,
«Зеленые фрегаты», «Могила льва», «Годен к нестроевой», «Найти и обезвредить», «Франка» – в ТВ-версии «Хам», «Меня зовут Арлекино», «Час пик», «С юбилеем подождем», «В августе 44-го», «Бабий яр» и другие
Актеры, которые снимались в Гродно
Стефания Станюта, Виктор Тарасов, Геннадий Гарбук, Владимир Гостюхин, Лилия Давидович, Валентин Филатов, Валентин Белохвостик, Раиса Гладунко, Александр Беспалый, Светлана Суховей, Виктор Шалкевич, Юрий Кухаренок, Валерий Зубарев, Ирина Зеленко, Владимир Шакало, Сергей Мартинсон, Кирилл Лавров, Всеволод Санаев, Борис Новиков, Владимир Высоцкий, Нина Ургант, Юозас Будрайтис, Николай Гринько, Вячеслав Коняев, Михаил Голубович, Вацлав Дворжецкий, Владислав Дворжецкий, Юрий Каморный, Валерий Белокуров, Олег Жаков, Виктор Павлов, Лариса Лужина, Иван Рыжов, Наталья Андрейченко, Эдуард Марцевич, Зинаида Славина, Владимир Басов, Валентина Титова, Нина Ильина, Светлана Старикова, Пауль Буткевич, Витас Томкус, Наталья Величко, Аристарх Ливанов, Анатолий Ромашин, Олег Видов, Вадим Ганьшин, Борис Невзоров, Николай Караченцов, Михаил Кокшенов, Михаил Пуговкин и другие.
Из истории кинотеатров
В 1914 году штабс-капитан Сергей Монастырский начал постройку первого синематографа в Гродно по улице Почтовой (теперь Социалистическая). Кинотеатр назывался «Эдэн».
В 20-е годы в Гродно действовали еще 5 синематографов: «Люкс», «Модерн», «Лира» – по улице Доминиканской (Советская), «Сатурн» на улице Городничанской, «Глория».
В конце 20-х годов синематограф «Эдэн» был реконструирован в звуковой и стал называться кинотеатр «Полония».
В 30-е годы в городе работали звуковые кинотеатры «Полония» и «Аполло» и синематографы «Зосенька» на улице Бригитской (К.Маркса), «Палац» на улице Ожешко, «Гелиос», «Утеха», «Пан» – адреса неизвестны.
Одними из последних в советское время были снесены кинотеатры «Аполло» и «Спартак». С 1940 года кинотеатр «Полония» носит название «Красная звезда».
Современные кинотеатры начали строиться в Гродно в 50-60 годах. Кинотеатр «Красная звезда» – единственный сохранившийся кинематограф с начала ХХ века в Беларуси.
Полосу подготовила
Наталья МАКУШИНА