«Гелерея» – лауреат международных фестивалей современной хореографии в Витебске – в 1996, 2000 и 2002 годах; лауреат международных презентаций современных форм танца в городе Калише – 1999 г., дипломант Международного фестиваля современной хореографии им.Дягилева в Гданьске – 2002 г. Но этот коллектив – «существо» неуспокаивающееся. Тихая гавань наработанного – не для него. Как любит говаривать Александр Тебеньков: «Надо быть постоянно на воздушных волнах современных поисков. Иначе смысла в творчестве нет». Вот и недавно «Галерея» побывала в Монте-Карло, где состоялся грандиозный танц-форум биенале, проводимый один раз в два года.
– Саша, первые впечатления...
– Эта акция называется «Монако Данс Форум», и мы бесконечно счастливы, что нам удалось принять в ней участие. Кстати, мы были единственными участниками из Восточной Европы. В фестивале – множество грандиозных мероприятий. А венчает все это церемония награждения за достижения в области хореографии танцовщиков, хореографов, лучших спектаклей (премия Вацлава Нижинского). Работа секций и всевозможные мероприятия происходят на нескольких площадках. Основная – грандиозное «Гримальди Форум» – гигантское здание, в котором пять концертных залов. Эту площадку в прошлом году опробовал Паваротти. Мы участвовали в программе «Шоу-кейс»...
– Шоу-чемоданчик?
– Да-да, такое симпатичное название. Это традиционная программа Данс Форума, в которой участвуют пока неизвестные коллективы, но желающие о себе заявить.
– Обычно на фестивалях любого рода нашим участникам не приходится особо задерживаться. Отработали и уехали. Вам удалось многое увидеть?
– К сожалению, очень мало. Мы пробыли там три дня, но график фестиваля настолько плотный, что везде не успеть. Идет просто вал различных программ, причем, одновременно на нескольких площадках. Очень интересной была программа видеофильмов по хореографии. Программа мультимедиа, где используются компьютерные средства, видеоинсталяции. Люди настолько пресытились фактом человеческого тела, его пластических возможностей, что хотят погрузиться в некую другую реальность, где главный герой – человеческое тело, но... в компьютерной интерпретации.
– Я знаю, что вы показали три хореографические миниатюры: «Тишина», «Сила судьбы» и «На расстоянии вытянутой руки». Вы почувствовали интерес зрителей?
– Вы знаете, да. Потом было много отзывов. Многие впервые для себя открывали восточный современный танец.
– Увидели ли вы нечто совершенно новое для себя? Нечто такое, что потрясло, удивило?
– Сам факт Монте-Карло и красота Средиземноморья – уже потрясение. Конечно, были всякие интересные моменты. Мне очень понравился молодой балет Ниццы, молодой балет Каннов. Последние показали несколько хореографических фантазий Иржи Киллиана – известного хореографа. То есть, действительно удалось посмотреть хореографию мирового уровня. Просто поразительно, насколько плотно организована культурная жизнь. Там. У нас же, к сожалению, практически – вакуум. Время от времени – фестиваль в Витебске. И все.
– Саша, я знаю вас как человека очень энергичного и перспективно мыслящего. Признавайтесь, на сей раз с кем договорились?
– А на сей раз с американкой Сюзанной Уильямс, организатором американской программы «Шоу-кейс». Ей очень понравилась наша программа, и она предложила сотрудничество в каких-либо формах. Родилась идея по поводу совместного проекта.
– На нашей гродненской площадке?
– На сцене театра. Это будет совместное выступление с американскими молодыми хореографами (из программы «Шоу-кейса»). А случится это весной или летом. Если случится... Пока это, как вы понимаете, только проект. Мечты...
Светлана КАРМАЗИНА