Мифы Авторынок Гостевая Редакция Контакт Архив

№ 256 от 31.12.2003  

Подробности

Родовое имение Радзивиллов горело в рождественскую ночь

В рождественскую ночь сгорела центральная часть одного из наиболее сохранившихся замков Беларуси – Несвижского замка Радзивиллов. Прокуратура возбудила уголовное дело. Одна из основных версий случившегося – халатность строителей, которые проводили реставрационные работы.

Я с ужасом смотрел в новостях, как заливалась водой наша история. Очевидцы утверждают, будто пламя настолько развевалось над замком, что, казалось, не оставит для него никаких шансов на выживание. Запах дыма разносился на несколько километров от Несвижа. Так жестоко и беспощадно горела гордость белорусской архитектуры.

Сгорело около 600 квадратных метров крыши, чердаков и 300 метров перекрытий верхних этажей замка на площади от главного фасада до башни с часами. Башня и стены выдержали, но нижние этажи залиты водой, которая на морозе превратилась в лед и испортит, по-видимому, ценный паркет, который клали когда-то итальянские и испанские мастера. Уникальную картину, единственную оставшуюся под сводами замка с ХVIII века, и уникальный пружинистый пол в танцевальном зале удалось отстоять, но на экране телевизора было отчетливо видно, как все там залито водой. Позже я прочитал, что в пожарных шлангах замерзала вода, которую качали из тех самых ставов, которые окружают замок...

Говорят, что строители разогревали паяльной лампой замерзшие трубы, днем место возгорания тлело, но на это никто не обратил внимания. Противопожарное оборудование в замке не действовало.

Через пять лет в замке планировали открыть национальный культурно-просветительский центр. Долгие годы он служил обычным санаторием.

А теперь немножко о том, о чем не говорилось в новостях. Несвижский замок уже год находился на реставрации, а потому в здании не было ценных экспонатов. Однако сам замок представляет собой значительную историческую ценность. Строительство Несвижского замка было начато еще в XVI веке по проекту итальянского зодчего Джованни Бернардони. Того самого Бернардони, который участвовал в строительстве и реконструкции собора Петра и Павла в Риме. В нем было 365 комнат, как дней в году. Причем, отдельные залы назывались: золотой, бриллиантовый, серебряный..., потому что были украшены так. В этих 365 залах на стенах висело более 1000 картин, находилась библиотека – свыше 20 тысяч томов, коллекция древнего оружия, слуцких поясов, кореличских и несвижских обоев и много других культурных и исторических ценностей. Во многом благодаря замку, Несвиж в свое время стал одним из центров европейской культуры. В библиотеке замка хранилась, может быть, самая значительная часть архивов Великого Княжества Литовского. Русский посол Репнин, который посетил замок с королем Речи Посполитой Августом Понятовским, несколько дней писал отчет для императрицы Екатерины, изощряясь при этом, чтобы не затронуть ее гордых чувств, поскольку чем-то подобным императрица попросту не владела.

История замка на удивление интересна, как и весь род Радзивилов. Но об этом как-нибудь в отдельном материале.

С приходом советской власти законные владельцы архитектурной жемчужины покинули территорию Беларуси, а замок на долгое время стал санаторием. И только в 2000 году было принято долгожданное решение о реставрации уникального памятника зодчества, а также подготовлено решение включить его в список памятников мировой культуры ЮНЕСКО.

Теперь трудно представить, восстановят ли этот замок и в какие сроки это возможно сделать.

М.КАРНЕВИЧ

Фото www.irex.by

Назад