«Времени не скажешь: «Подожди!» – так называется выставка часов в Гродненском государственном историко-археологическом музее. Ее экспонаты сегодня для нас история. А когда-то они были новейшими изобретениями и считались чудом технической мысли.
Люди давно стремились упорядочить счет времени. Наверное, ни на одно из изобретений не было потрачено столько сил и знаний, как на часы. Их устройство и механизм постоянно совершенствовались. Они были солнечными и водяными, песочными и огненными, весовыми и электрическими, пневматическими и автоматами. Лучшие умы придумывали их цилиндрическими, колесными, маятниковыми, анкерными, фигурными, контрольными и с боем. В зависимости от назначения и величины, часы носили в карманах, возили в каретах, устанавливали на мореходных судах и соборах.
В центре экспозиции Овального зала Нового замка расположен квадратный циферблат часов с гродненского Фарного костела. После ремонта в 1989 году на костельной башне вместо него был установлен круглый. Высота римских цифр, обозначающих часы на новом циферблате – 33 см, длина часовой стрелки – 100 см, минутной – 115 см.
Гродненские башенные часы – самые старые из действующих в Европе. Их анкерному механизму полтысячелетия. Анкер-якорь, соединенный с маятником, периодически прерывает вращение зубчатого колеса для равномерности хода часов. Механизм – это сердце часов, которое будет биться до тех пор, пока его будут заводить. Груз-камень массой в 60 килограммов вращает заводной вал, опускаясь с пятнадцатиметровой высоты в течение 36 часов. А циферблат – лишь видимая часть сложнейшего механизма лондонского часовых дел мастера Клемента.
Музейный экспонат Нового замка – старенький, проржавевший, с износившимися стрелками и стертыми цифрами. Но посетители замирают перед циферблатом в почтительном восторге: сколько на своем веку пришлось повидать ему с высоты башни Фарного костела!
Время, которое людям так хотелось подчинить учету и контролю, делилось ими по новолуниям и годам. День непременно считался отдельно от ночи. От захода до восхода на части подразделялась ночь, и от рассвета до заката – дневное время.
Китайцы, наблюдавшие созвездия почти 5 тысяч лет тому назад, разделяли сутки на 12 частей «ke» – 6 ночных и 6 дневных. Из индийской астрономии пришло деление суток на 24 части. Hora – по латыни час. Римляне разделили его на 60 минут (hora minuta prima), минуты – на 60 секунд.
Одним из самых первых устройств по исчислению хода времени были солнечные часы – сложнейшее изобретение человеческой мысли. В Индии паломники носили с собой восьмигранные посохи, которые с помощью разметок и стержня, отбрасывающего тень, вполне могли заменять карманные часы.
Время пытались мерить по истечению воды. В водяных часах впервые появился указатель времени в виде вращающейся по циферблату стрелки. Движение шнуру, намотанному на вал, передавалось поплавком с противовесом. Водяные часы в древней Греции и Риме определяли продолжительность речей в судебных органах и время смены военных караулов.
В песочных часах зернистый песок течет как жидкость. Их легко и просто завести, достаточно лишь перевернуть. Простейшие огненные часы применялись для измерения ночного времени. Это были свечи и масляные лампы с делениями.
Почти тысячелетие часы с гирями и боем отсчитывают время людей. По этому принципу пять веков тому назад в Нюрнберге были построены первые карманные часы без минутной стрелки. Только вместо гирь механизм в них работал от спиральной пружины.
Чудом механики считались в 14 веке часы с указателями восхода и захода солнца, фаз луны и затмений, астрономических дат, вечного календаря, и к тому же, с движущимися фигурами. Так мертвую природу пытались заставить совершать движения живых существ.
Через три столетия Галилей изобрел маятниковое зацепление. Не зная об этом, Гук и Гюйгенс внесли в часы похожие усовершенствования.
Особое место в истории занимают японские часы с изображениями животных, соответствующих знакам Зодиака. Они устанавливались на определенное время года и приводились в движение гирями.
В разных языках названия часов имеют свой смысл. Немецкое Uhr происходит от латинского hora. На санскрите hora – путь. Швейцарское Zitli обозначает времечко. Французское montre – указатель. Английские clock – колокол и time-keeper – времядержатель.
Часовщиками в старину были астрономы-астрологи. Именно они устанавливали большие башенные городские и церковные часы. Второстепенные часы обычно ставились слесарями.
Позже, когда работа над измерителями времени достигла определенных высот совершенства и точности, люди задумались над украшением корпусов, в которые можно было бы заключить тикающие механизмы. Здесь фантазии не было предела. В ход шли металл, кожа, дерево, кость, фарфор, фаянс, горный хрусталь, эмали. Часы не только напоминали о быстротечности жизни, но стали настоящими произведениями искусства.
Самые старые каминные часы из экспозиции Нового замка были изготовлены во Франции в конце 18 века. У одних корпус отделан мрамором и бронзой, другие расписаны в технике живописной эмали. Более ста лет каминным часам из мейсенского фарфора и фаянса с росписью и позолотой.
К 1781 году относится изготовление переносных солнечных часов Великого княжества Литовского. Патина покрыла их бронзовую пластину. Рисунок, выгравированный на ней, стоит увидеть своими глазами.
В коллекции пять напольных часов, выполненных европейскими мастерами 19 и начала 20 века. Заключенные в массивные дубовые корпуса с резьбой и эмалями, они когда-то были привычной частью интерьера. Тягучий низкий звук колокола немецкой системы боя, отбивающего получасы почти столетие, долго не гаснет под сводами Овального зала Нового замка.
Новым словом в усовершенствовании часов стало изготовление штанг маятников из различных металлов, например, из стали и цинка. Таким образом, при колебании температур достигалась высокая точность часовых механизмов.
С той же целью в начале 18 века был впервые применен ртутный маятник. В экспозиции есть французские настольные часы со стеклянными сосудами, наполненными ртутью. Ее применение позволило сделать ход часов более точным.
Перед мореходными часами уже в 16 веке ставилась особая задача. На больших судах их устанавливали по 10-15 штук. Они путешествовали по различным широтам, в различных температурных режимах, с запада на восток, и наоборот. Мастер должен был «научить» часы определять местное время. Морским часам дали название хронометров. Делались они внушительных размеров и помещались в специальные кожухи, чтобы исключить влияние качки.
По этому принципу в США в 1941 году был изготовлен один из нынешних экспонатов музея – морской хронометр. В качестве уравнителя хода в нем применено изобретение Брегета (1747-1823) – пружина из чистого золота.
По имени французского мастера брегетами назывались карманные часы, отличавшиеся точностью. Они отбивали минуты и показывали числа месяца. В музейной коллекции представлена целая серия брегетов европейских фирм конца 19 – начала 20 века.
Переносные каретные часы делались обычно с ручками. Дорожные часы фирм «Лонжин» и «Павел Буре» упрятаны в специальные футляры.
В домах переносные часы устанавливались на консолях – комнатных колоннах, гладко отполированных, подчеркивающих фактуру дерева, или украшенных резными завитушками. Два образца консольных часов представляют работу мастеров Италии и Англии середины 19 века. Из настенных часов особым спросом у гродненцев более ста лет назад пользовались часы фирм «Becker» и «Le Roi».
Представленные в коллекции будильники, часы для охранников, часы настенные, настольные и наручные из века 20-го, возможно, не всем покажутся экзотикой. Из уважения к чужим жизням, измеренным этими часами, помолчим.
Авторы выставки в Новом замке дают нам возможность почувствовать несуетную атмосферу прошлого. Экспозиция старинных часов подготовлена ими с большой любовью и вкусом.
Возможно, сегодня придуманы более совершенные механизмы. А те, старые, могли неверно показывать часы и минуты, спешить и отставать, ломаться и останавливаться. Но сама жизнь, независимо от исчисления ее мгновений человеком, просто бежала вперед. Вглядываясь в бесстрастные счетчики этого неумолимого бега, осознаешь себя пылинкой в пространстве. Старинные часы, пережившие своих мастеров и владельцев, хранят память о времени, ушедшем навсегда.
Наталья МАКУШИНА