Предлагаемое нашим читателем интервью с господином Паксасом состоялось до того, как стал известен новый президент Литвы. В общем, мы говорили с кандидатом, а получилось – с президентом. Адаптировав интервью к реалиям сегодняшнего дня, мы сочли уместным познакомить гродненцев с новым лидером соседней державы.
– Господин Паксас, какими будут Ваши первые шаги в новом качестве? Хватит ли вам полномочий, которыми обладает президент по действующей конституции? Что в сегодняшней Литве требует неотложных изменений?
– Я не однажды встречался со многими людьми, представителями всех слоев литовского общества, почти треть миллиона человек, (население Литвы – 3,5 млн. человек. Прим. редакции). Они рассказывали о своих проблемах и высказывали свои пожелания. Именно на основе этих встреч я построил свою предвыборную программу, в ней все расписано: решение социальных проблем, борьба с коррупцией. Самое главное то, что я два раза был премьер-министром, мэром столицы, я имел собственную серьезную бизнес-кампанию, руководил бюджетной организацией. Мне, в отличие от других кандидатов, не понадобится полгода или даже год для адаптации в должности Президента, я умею и готов принимать важные решения.
– Значит, вы все-таки считаете, что действующих полномочий президента вам хватит, чтобы претворить в жизнь Вашу программу?
– Если разумно ими пользоваться, то можно.
– Есть ли у вас реальная команда, готовая вместе с вами решать те задачи, которые поставлены в вашей программе?
– Конечно. И эта команда будет поэтапно двигаться во все ветви власти. Я думаю, что выборы в самоуправление будут также для нас успешными, мы будем также активно, как и к президентским, готовиться к парламентским выборам. И четвертый год существования нашей партии должен стать годом нашей полной победы.
– Вы поддерживаете стратегический курс Литвы на вступление в Европейский союз и НАТО? Этот вопрос я задаю потому, что вы активно критикуете внешнюю политику действовавшего президента Адамкуса?
– Я в целом поддерживаю курс Литвы на вступление в ЕС и НАТО. Но вопрос заключается в том, как туда вступать. Можно вступить и сохранить свое достоинство, или вот так быстро, не считаясь ни с чем, без оглядки вбегать в эти структуры. Я думаю, что наши дипломаты должны блюсти литовские интересы, а не интересы международных организаций.
– Есть ли у вас симпатии к определенным политикам прошлого, настоящего в самой Литве, зарубежных странах, которые являются для Вас незыблемыми авторитетами?
– Для меня такими авторитетными политиками являются Де Голль и Уинстон Черчилль.
– Как будут строиться ваши отношения с Россией, Украиной и Беларусью? В частности, будет ли Литва поддерживать санкции европейского союза по отношению к Беларуси?
(Этот вопрос господин Паксас переадресовал господину Альвидасу Медельинкасу, депутату Сейма, заместителю председателя комитета по делам Европы и заместителю председателя Либерально-демократической партии Литвы, который отвечает, как в партии, так и в команде Президента за международную политику и является одним из представителей Сейма на переговорах с международными структурами)
– Я не думаю, что международная политика будет изменена, скорее она станет более интенсивной, как в отношении Калиниградской области, так и в отношении всей Западной России, ну и, конечно, Беларусь и Украина будут очень важными приоритетами во внешней политике Литвы. Эта политика будет прагматичной, особенно в отношении Беларуси, где экономические интересы Литвы будут очень важным фактором двухсторонних отношений, но политическая линия навряд ли претерпит значительные изменения. Литва уже практически является государством-членом ЕС, а также членом Совета Европы, ОБСЕ и других международных организаций, поэтому их нормы – это и наши нормы. Наша линия в отношении Белорусского руководства должна совпадать с линией этих международных организаций. Однако мы видим необходимость в усилении контактов на муниципальном уровне, между неправительственными организациями, между бизнес-структурами и предприятиями. Будет усилено и наше стратегическое сотрудничество с Украиной. Мы считаем, что Украина, Беларусь и Северо-западная Россия являются той геополосой, где европейское влияние должно быть более чувствительным и где народ мыслит несколько по иному, чем в остальной части России, скажем, на дальнем Востоке.
Мы будем активно действовать, защищая интересы Литвы на всех направлениях. Например, если даже ты высокого мнения о таком государстве, как США, нельзя, закрывая глаза, подписывать контракт (как это было в случае с кампанией «Вильямс», которая обанкротилась и продала свой пакет российской компании ЮКОС) только потому, что раз страна хорошая, то и компания должна быть надежной. Роландас Паксас тогда показал, как должен поступать настоящий человек и политик. Он не согласился с мнением парламентского большинства и подал прошение об отставке с поста премьер-министра, и даже не будучи на высоких должностях господин Паксас делал все, чтобы подобные контракты больше не подписывались. Что касается европейского союза, то не только Москва, но и Брюссель слез не признают, нужно договариваться до конца, всегда иметь договора подготовленными в письменном виде, где были бы зафиксированы принципиальные условия нашей стороны. Если говорить конкретно, то взять хотя бы навязанное нам закрытие Игналинской АЭС. На наш взгляд, Европейский союз должен нам выделить столько средств, чтобы хватило на полное закрытие действующего реактора и даже в случае необходимости – для постройки нового реактора.
– Как вы относитесь к варианту заявления относительно договоренностей по транзиту из Калининградской области по территории Литвы в запломбированных вагонах. Некоторые литовские политики назвали этот вариант, открывающим возможности для новой оккупации Литвы? И в чем вы видите основные трудности в решении Калининградской проблемы?
– Ну конечно, никакая «оккупация» нашей страны в результате предполагаемого соглашения невозможна. Другое дело, соответствует ли данное соглашение интересам Литвы. Это компромисс со стороны России и со стороны ЕС. Литва пока не имеет соглашения на этот счет. Наша страна должна видеть в этом договоре пока лишь поле для переговорной работы. Хотя мы понимаем, что сможем принять только те пункты, которые окажутся для нас приемлемыми, а второе – только те пункты, которые мы сможем выполнить финансово. Я, например, считаю, что если есть заявление со стороны ЕС и России, то это не обозначает, что автоматически по территории Литвы пойдет опломбированный поезд с гражданами, пересекающими нашу страну без разрешительных транзитных документов.
Что касается основных трудностей, связанных с решением Калиниградской проблемы – у подавляющего числа российских граждан отсутствуют заграничные паспорта. Литва давно говорила российским властям о необходимости выдачи в срочном порядке заграничных паспортов хотя бы жителям Калининградской области, чтобы не допустить их оторванности от остального мира. Всеобщую единую всероссийскую паспортизацию, а также ввод иных документов Россия рассчитывает завершить в период с 2005 по 2007 год, а это значит, что до этого времени в России будут действовать всевозможные удостоверения личности. Причем, это не только паспорта советского образца, но и даже такие, на наш взгляд, экзотические документы, как удостоверение моряка Казахстана, которые на территории сегодняшней России еще имеют юридическую силу.
Был вариант, при котором жители Калиниградской области получили бы особый статус, но на это не пошла Россия, так как она побоялась, что это может привести к потере данной территории. Рассматривался вариант и подписания шенгенского соглашения с Россией, но к этому не готова ни Россия, ни Европейский союз, которому пришлось бы иметь дело с огромной страной, имеющей свои границы далеко за территорией Европы, в том числе с Таджикистаном, Афганистаном, Китаем, что может привести к огромному количеству нелегальной эмиграции.
– Значит ли это, что господин Паксас все-таки будет продолжать внешнюю политику теперь уже прежнего президента Адамкуса?
– Это не политика прежнего президента, это стратегический курс Роналдаса Паксаса, когда он был премьером, это и программа Кубилиуса и Лансбергиса, а также остальных руководителей Литвы. Мы выступаем за преемственность внешней политики. Другое дело, каким будет место Литвы в Европейском союзе, и какой будет сама будущая Европа...
– И какой же, на ваш взгляд, будет будущая Европа, это будет федерация или классическая международная организация? Будет ли усилена роль Европейской комиссии и Европейского парламента? Какова ваша позиция по этому вопросу?
– Нравится это кому-то или нет, Европа будет идти по пути дальнейшей интеграции. Европейский союз примет свой конституционный акт, будет усилена роль Европейской комиссии и Европейского парламента. Скорее всего у Европейского союза появится свой министр иностранных дел, а также 60– тысячные силы быстрого реагирования, куда, я надеюсь, Литва внесет свой посильный вклад. Главное, что мы хотим видеть в Евросоюзе – это эффективную структуру, и чтобы голос каждой страны был в нем реально услышан. После предстоящего расширения в ЕС войдет много маленьких и средних государств, что приведет к уменьшению роли больших государств, и Евросоюз должен будет обеспечить паритетное участие в общеевропейских процессах всех государств.
И в завершение к диалогу подключился экс-министр транспорта Литвы г-н Баракаускас, ныне – один из лидеров либерал-демократов:
– Именно в годы правления правительства Паксаса мы действительно повернулись лицом к Беларуси. Именно мы поехали в Беларусь и заключили несколько договоров с вашими структурами, такими, как Белнефтехим и Беларуськалий. Мы победили на выборах, и мы будем расширять экономическое сотрудничество с вашей страной. Соседей не выбирают, и сотрудничество с Беларусью в экономической сфере будет иметь для нас важное стратегическое значение.
Кирилл ИГНАТИК из Литвы, специально для «БИ»