Мифы Авторынок Гостевая Редакция Контакт Архив

№ 260 от 30.01.2003  

"Песняры" стали классикой

Известие о смерти руководителя группы "Песняры" Владимира Мулявина не оставило равнодушными многих белорусов, кто любил слушать, знал наизусть и сам, бывало, пел "песняровские" песни. Какая ваша любимая – "Конь незацугляны", "Александрына", "Рушнiкi", "Беловежская пуща"..? Ну, а легендарную песню "Касiў Ясь канюшыну" почти поголовно знает весь бывший Советский Союз – от узбека до латыша. Кстати, она считается чуть ли не первой советской роковой песней. Также первыми из СССР "Песняры" совершили турне по США.

В последние дни повсюду в прессе появляются заголовки вроде "Ушел Песняр – ушла эпоха". И это не кажется преувеличением, громкими словами по грустному поводу. "Песняров" можно смело ставить в один ряд с культовыми "Битлз". Кстати, в прошлом году оркестр Михаила Финберга играл интересный концерт из музыкальных композиций английской группы в одном отделении и белорусского коллектива – в другом. А несколько лет назад появился совместный альбом современных белорусских рок-команд "Песнярок", в котором они перепели самые известные "песняровские" вещи. Это значит, что "Песняры" – уже настоящая классика.

Даже больше, мулявинские "Песняры" – это целое явление в белорусской культуре. Это пример ненавязчивой и эффективной белорусизации. Но, к сожалению, такие феномены бывают редко, и их не поставишь на конвейер.

Вместе с тем "Песняры" были в нашей стране некоторым декором белорусскости посреди тотальной русификации. Хоть и далеко не таким пошлым, конечно, когда на каких-нибудь теперешних правительственных концертах на сцену вначале выпускают народные ансамбли с дудками и цимбалами, а потом идет беспрерывная вереница однообразных своих и российских поп-звезд малой и большой величины.

Помню, на так называемой волне Возрождения лет десять назад "Песнярам" ставили на вид то, что, когда они после многочасового концерта по-белорусски сходили со сцены, от них нельзя было услышать белорусской речи. Да, это правда. И в их некоторых песнях даже слышится мягкое небелорусское "ч"... Но, во первых, тому же Мулявину это простительно, потому что он русский. А, во-вторых, как поделился своими мыслями о феномене "Песняров" с "Белорусскими новостями" известный белорусский философ Алесь Антипенко, работа и творчество по-белорусски, а дома общение по-русски – это "типичное явление в Беларуси". Таким образом, с одной стороны, "Песняров" можно обвинять в некоторой декоративности и неестественности, а с другой, ансамбль просто был, а если угодно, остается проекцией неполноценного белорусского культурного контекста. И в этом нет никакой вины музыкантов. В этом скорее вина всего белорусского народа, а особенно руководителей страны.

Но как бы то, по словам Алеся Антипенко, ни было, "декоративные были "Песняры" или недекоративные, но факт, что они уловили и ощутили живую энергетику белорусской музыки и белорусского слова, делали все ярко и талантливо. "Песняры" – это часть не советской, а все-таки больше белорусской культуры. Много кто в нашей стране, в том числе и я, благодаря "Песнярам" открыли для себя собственную белорусскую культуру и вообще Беларусь".

Кирилл ПОЗНЯК

www.naviny.by

Назад