Отсутствует инструкция... на гвоздике у дверей
К этой теме на протяжении последних двух лет «БИ» обращается уже не в первый раз. Сморгонский райисполком вменяет индивидуальному предпринимателю, что тот неоднократно допускал нарушение законодательства. В частности, несвоевременно и не в полном объеме платил налоги, за что был оштрафован. Штрафы он, кстати, уплатил. Это признается в исковом заявлении.
В продолжение перечня предпринимательских грехов следует нарушение правил пожарной безопасности. Установлено, что здание не было обеспечено первичными средствами, окна заколочены стальными решетками, печное отопление выполнено с нарушением всех норм и правил. Не был проведен инструктаж с работниками на предмет пожарной безопасности, отсутствует инструкция на гвоздике у дверей...
Особый пункт, требующий закрытия деятельности – нарушения, связанные с охраной труда и трудового законодательства. То бишь, не проводился инструктаж со всеми вновь принятыми работниками на рабочем месте, отсутствовало в трудовых договорах перечисление прав и обязанностей работников, режим их труда и отдыха, отсутствовали табели учета использования рабочего времени. И прочее, прочее, прочее, что только можно вписать согласно реестру.
На госпожу Воротникову, юриста Сморгонского райисполкома, которая представляла иск в суде, было больно смотреть. Трудно поверить, будто она, юрист с опытом работы, не знает о том, что с подобными нарушениями в ее родном районе живут и работают не только индивидуальные предприниматели, но и многие государственные хозяйственные субъекты. Это болезнь целого государства. За это штрафуют, штрафы учитывают при составлении бюджета, а граждане-предприниматели пытаются исправлять подобные недочеты, чтобы меньше платить этих самых штрафов в бюджет. Нехорошо, что так обстоят дела. Но чтобы за это прекратить деятельность предпринимателя и лишить страну еще одного налогоплательщика? Трудно поверить. О подобном прецеденте не слышали прежде во всей Беларуси, не говоря об отдельно взятой Сморгони.
Он говорит, его не слышат
Что же Ромуальд Улан? Штрафы он уплатил добросовестно, они составили более тысячи долларов. Но, по его мнению, они невелики, поскольку ежегодно в виде налогов он уплачивает в казну по 8-9 тысяч у.е., или 16 млн. белорусских рублей. Один! При этом содержит штат в 22 человека, и всем, пусть и без инструктажа да у «неправильной» печи, как говорится в иске, но платит зарплаты. Так в чем же дело? Неужели власть заинтересована в том, чтобы сжить со свету подобного налогоплательщика? Да где ж она деньги на свое содержание возьмет!
А ссылка на пожарные службы? Господа сморгонские чиновники, это здание Ромуальд купил у вас, из вашей же коммунальной собственности. Оно эксплуатировалось вами более полувека, и никто никогда не заикался о том, что в нем «неправильно» установлена печка. При этом вы сами прекрасно понимаете: если бы дали этому самому Улану поработать еще хоть немного, он бы из вами же запущенного здания конфетку сделал!
И, наконец, нарушения, связанные с охраной труда и трудового законодательства. Отсутствие табелей и разъяснений о правах и обязанностях, как повод для прекращения деятельности, абсолютно формальны и лишены логики. Укажите ему на ошибки, проверьте через месяц... Убежден, что все эти мелочи были бы исправлены и приведены в порядок. Отчего отношение к предпринимателю предвзятое?
Ретроспектива
Индивидуальный предприниматель Ромуальд Улан начал выпускать «Новую газету Сморгони» в 1996 году. В 1998 году ее тираж превысил тираж районной государственной газеты «Светлы шлях» в три раза. Издание Ромуальда выходит теперь два раза в неделю, общий тираж составляет более 13 тысяч экземпляров, среди читателей более трех тысяч подписчиков. Местная районка пыхтит в затылок, ее общий недельный тираж (при трехразовом выходе) не дотягивает до девяти тысяч. И это при использовании административного ресурса на полную катушку. На ее содержание ежемесячно необходимы дотации из бюджета. В принципе, позора в этом нет. Проблема в другом. Существуя не на заработанные средства, а на народные деньги, она не в силах выполнять главную миссию СМИ – информативную. Сморгонцы определились в выборе и предпочитают покупать и читать негосударственное издание, более мобильное, интересное, насыщенное информацией, а не лозунгами, и независимое от настроения «кормящей руки» – районного начальства.
Наверное, поэтому Ромуальд Улан, обращаясь к суду, констатировал, что его дискредитируют и пытаются убрать, прежде всего, как конкурента.
Но это еще не все. Предприимчивый Улан пытался развернуть свою издательскую деятельность еще в двух соседних районах – Ошмянском и Островецком. Он пытался разместить там подобные редакции. Но местное руководство конкретно встало на дыбы – хватит, мол, того, что в Сморгони завалил районку. Разрешения на размещение юридического адреса Улану не дали, а без этой бумажки в Минске регистрировать газету не станут. Улан пустился в судебные тяжбы, прошел их с достоинством, выиграл. Но, как оказалось, в нашей загадочной стране решение областного хозяйственного суда не является обязательным для исполнения райисполкомом. Получается, что погрозить исполкому пальчиком суд может, а вернуть в рамки закона – нет. Зато для Улана решение хозяйственного суда обязательно! Вот такое правовое поле. Поистине, «я другой такой страны не знаю,...»
И какое совпадение – именно в это время к Ромуальду повалили различные проверки: из налоговой, пожарной и других районных инспектирующих служб. Куда ж ему, бедолаге, было отбиться, хотя он и оружием не торговал с Ираком, и наркотики не распространял, и кредитов баснословных не утаивал, да за границу с ними не убегал.
Что же за всем этим будет?...
А ничего. В течение десяти дней Ромуальд имеет право подать жалобу председателю областного хозяйственного суда, аппелировать в Высший хозяйственный суд РБ. А по решению суда до 3 мая райисполком обязан создать ликвидационную комиссию с тем, чтобы пустить по миру индивидуального предпринимателя и его 22 работника.
Казалось бы, мелкая конкуренция, две газеты... К чему эта возня, дробный топот, перебранка, вонь, как из колхозного коровника? Да это борьба за ваши умы, уважаемые читатели, граждане, избиратели. И она в самом разгаре.
Михаил КАРНЕВИЧ