– Виктория Арнольдовна, я Вас поздравляю с этим событием, со званием «художник года». А что значит для вас самой это звание?
– Спасибо. Я особо не возношусь, для меня это приятно как внимание, как оценка моего творчества, Моя кандидатура выдвигалась правлением областного Союза художников, до меня «художниками года» назывались Владимир Пантелеев и Александр Сильванович, график Юрий Яковенко. На этот раз решили отдать это звание женщине.
- Чем был отмечен, знаменателен для вас прошедший год?
– Самое главное событие для меня как для мамы – это то, что старший сын поступил в лингвистический университет. Я сама хотела изучать иностранные языки, и для меня его поступление как восполнение чего-то неосуществленного. А в творческом плане – прошли две выставки. Летом – в Польше в Сопоте. В 1990 году я была там на пленэре и с тех пор периодически туда езжу – выставляюсь через 2-3 года. В конце августа – начале сентября прошла выставка в Минске в галерее «Мастацтва». Это была моя вторая по счету выставка в этой галерее, хотя в Минске я выставлялась много раз. Она называлась «Обитаемые пейзажи». Выставку посетили мои преподаватели, многие знакомые, в книге отзывов оставили хорошие, теплые слова. Порадовало то, что узнали, что меня вспомнили.
– Кто или что повлияло на то, что вы стали художником?
– Моя школьная учительница Инна Федоровна Луценко. Она преподавала рисование и черчение в средней школе № 12 г.Гродно, умела увлечь и очень много рассказывала. Потом были другие влияния, когда занималась в студии, в училище, позже – в институте, но самое первое – это ее.
– А кто вам близок в живописи? При просмотре альбома с фотографиями ваших картин (мы это проделали до беседы – А.Н.) вы упомянули о «шагаловском мотиве»...
– Имя Марка Шагала во время учебы в институте было запретно: официально мы учили одно, а вечером собирались в кругу друзей и писали другие картины – не официальные. Марк Шагал – великий художник, притом наш – белорусский, я его влияние (конечно, не в смысле подражания или копирования) чувствую и теперь.
– Виктория Арнольдовна, как рождается картина, как возникает замысел, сюжет?
– Летом, в жару, хотелось писать что-то свежее – именно тогда появились картины «Ветер с моря», «Одуванчики», «Суховейки» и др. Иногда сам материал что-то подскажет.
– Все ли картины для вас дороги одинаково, равно?..
– Есть работ пятнадцать, которые я не продаю. Иногда покупатель хочет приобрести именно такую картину. Порой пытаюсь что-то повторить, но ведь не всегда получается. Вот и сейчас с выставки в Минске многие картины – среди них «Красный кувшин» и «Зеленая ваза» – «поехали» в Лос-Анджелес в частную коллекцию, а моя любимая работа «Летний полдень» – на Кипр. Сама не имею возможности побывать на Кипре – пусть хотя бы картины «путешествуют».
– Над чем работаете в последнее время?
– Пишу экологически чистые картины (так я называю их для себя) – «Дом моей бабушки», забор, островок травы, заросший огород... Их сейчас хочется больше писать. Пишу натюрморты. В основном работаю в течение зимы, а летом – выставляюсь. И в этом году планирую провести 2-3 выставки.
– Что дает вам как человеку и художнику работа в детской художественной школе?
– Работаю преподавателем с самого образования школы – уже 14 лет. Дома много бытовых дел, здесь – как бы выход в люди. И дети дают мне заряд положительной энергии. В прошлом году наша школа участвовала в конкурсе «Детские игры и игрушки» во Франции, я разрабатывала для детей задания: из кубиков они строили на бумаге архитектурные сооружения. А потом я и сама написала серию картин «Игра в кубики».
– Остается ли еще время на что-то кроме живописи – отдых, любимое занятие?
– Нет свободного времени. Правда, дом, быт легче переносить, когда есть творчество. Больше внимания уделяю младшему сыну Антошке – ему пять лет, недавно отдали в садик. Иногда перечитываю по-французски «Маленького принца» Экзюпери, стихи некоторых поэтов – в переводе и на французском. Другой язык – это как другое измерение. Четыре года по два раза в неделю занималась на курсах французского языка. Вообще-то по натуре я человек активный: с удовольствием поработала бы журналистом, организовала бы передачи...
– Какими принципами, чем руководствуетесь в жизни?
– Главное кредо – trzymac fason как говорят поляки, т.е. держать марку, не ударить лицом в грязь, выглядеть достойно. Особо не рвусь к карьере, но хотя бы сохранить то, что есть. Есть масса художников, которых «съел» быт. Сейчас не время гениев. Главное – написать картину, чтобы за нее не стыдно было.
– Новых вам картин, Виктория Арнольдовна, интересных замыслов и осуществления надежд.
Беседовала
Алла НИКИПОРЧИК