Якобы по просьбам...
Новый нормативный акт, заменяющий Декрет № 12, разрабатывался специалистами Министерства по налогам и сборам, и это, разумеется, наложило свой отпечаток: его фискальная направленность, как говорится, бросается в глаза. Хотя сами разработчики утверждают обратное. Выступая по БТ, глава налогового ведомства Константин Сумар заявил, что новый декрет принят чуть ли не по просьбам самих предпринимателей – для уравнивания шансов владельцев больших и маленьких торговых площадей.
Основным нововведением стало, пожалуй, беспрецедентное ограничение числа работников индивидуального предпринимателя тремя лицами. Отныне при превышении этого лимита ИП обязаны создавать юридическое лицо. Подобное требование означает фактически перерегистрацию многих индивидуальных предпринимателей. Действующие «кулаки-единоличники» должны до 1 мая этого года создать юридические лица со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Не будем говорить о нереальности этих сроков, поскольку на практике создание юридического лица требует куда больше отведенных декретом двух месяцев, о сложности и запутанности регистрационных процедур – об этом сказано предостаточно. Поговорим о главном – о деньгах.
Что почем
Так, регистрация, формирование уставного фонда, изготовление печати и открытие счетов в случае создания частного унитарного предприятия «потянет» на 1000-1500 USD. Значительно увеличатся расходы на ведение бухгалтерского учета, потребуется приобрести кассовые аппараты. Отметим, что совсем недавно президент увеличил штрафы для юридических лиц за нарушения порядка пользования кассовыми аппаратами. Кроме того, юридическим лицам на розничную торговлю даже на рынках требуется лицензия. Ее получение тоже обойдется в сотню-другую «зеленых».
Логика чиновников проста и понятна: юридические лица платят больше налогов. Как сказал в интервью БТ Константин Сумар, «государство ни в коем случае не должно упускать те налоги, которые должны по закону поступать в государственный бюджет».
Белорусские юридические лица платят всегда и за все. Вспомним те же ежемесячные отчисления в дорожные фонды, фонды содержания и строительства жилья, поддержки сельского хозяйства, стабилизации цен на продовольствие, налоги на добавленную стоимость, на прибыль, на ликвидацию последствий чернобыльской аварии, транспортный сбор и т. д. Во многих городах существуют и уж совсем экзотические налоги, например, на содержание местной футбольной команды.
Большинства этих «радостей» индивидуальным предпринимателям до последнего времени удавалось избегать. Все ограничивалось подоходным налогом (в твердой сумме или в процентах от дохода), желающие могли платить НДС (некоторым бизнесменам это выгодно), да с середины прошлого года «челноков» заставили платить взносы в фонд соцзащиты. Разумеется, все это привело лишь к сокращению количества юридических лиц и росту числа индивидуальных предпринимателей. Но вместо того, чтобы снизить налоговое бремя юрлиц, власти решили «поприжать» индивидуальных предпринимателей.
Уход «в тень»
Маловероятно, чтобы ограничение числа наемных работников оказалось эффективным, – скорее всего, ИП попросту перестанут официально оформлять отношения со своими работниками, но от этого проиграют все: и сами работники, и государство. В конце концов, можно попросту «раздробиться» и заниматься бизнесом «бригадой» индивидуальных предпринимателей, тогда каждый из них сможет нанять по три человека.
Кстати, малое количество юридических лиц ни в одной развитой стране мира не является проблемой. Так, например, по данным статистического ведомства США, предоставленных информационным центром посольства США в Беларуси, в 1997 году статус юридического лица имели только 21% всех американских бизнесов. Ограничения же числа наемных работников у частных лиц существовали, пожалуй, только в Китае да в СССР, когда действовал закон об индивидуальной трудовой деятельности.
Предпринимателям, которым удастся избежать «трансформации» в юридическое лицо, все равно придется раскошелиться. Несмотря на то, что в большинстве случаев ставки самого налога остались прежними, в некоторых случаях – даже уменьшились, иногда – увеличились, платить, как это ни парадоксально, придется больше. Произойдет это по причине увеличения разного рода коэффициентов.
В мире дробных чисел
Так, например, торговец импортным товаром будет платить налог в полуторном размере. Напомним, что пока повышающий коэффициент на торговлю импортом составляет 1,3. Причем, «повышенный» налог приходится платить независимо от удельного веса импортного товара в обороте предпринимателя. Учитывая, что Беларусь все-таки маленькое государство, а его промышленность еще не научилась производить весь ассортимент необходимых современному человеку товаров, импортом у нас торгует практически каждый предприниматель. Поэтому почти всем предпринимателям придется платить больше налогов.
Также больше придется платить продавцам, торгующим менее 15 дней в месяц. Если ныне действующий декрет предполагает взимание налога с таких предпринимателей только за фактически отработанные дни, то новый вводит некие коэффициенты. Например, если предприниматель торгует менее 5 дней в месяц, коэффициент составит 0,3, если от 5 до 10 – 0,5, а если от 11 до 14 – 0,8. Не нужно быть знатоком высшей математики, чтобы понять: платить придется больше. А вот выручка-то за неполный месяц будет меньше.
При реализации товаров, в пунктах продажи, кроме обособленных торговых мест на рынках, к установленным ставкам единого налога теперь будут применяться повышающие коэффициенты, зависящие от площади пункта продажи.
Так, коэффициент 1,5 получат владельцы торговых точек площадью от 25 до 60 кв. метров, 2,0 — от 60 до 90 кв. метров, 2,5 – свыше 90 кв. метров.
В свою очередь, на рынках предполагается внедрить интересное новшество: при реализации товаров через обособленные торговые места, размер которых превышает определенный собственником рынка, к установленной ставке налога предполагается применять коэффициент 0,5 за каждое дополнительное торговое место. Теперь администрации рынков, если захотят, могут сделать места очень маленькими и спокойно повышать и свои, и государственные доходы.
Больше придется платить и индивидуальным предпринимателям, использующим наемный труд. Как и раньше, за каждого наемного работника они должны будут платить 60% «твердой ставки». Но теперь сей дополнительный оброк придется платить не только за продавцов, как это было ранее, но и за лиц, выполняющих функции управления, учета, контроля, обслуживания, и иных занятых.
Разумеется, малый бизнес эти нововведения не убьют, но покалечат сильно. Разумеется, обойти можно почти любые ограничения, вот только пути обхода все как один ведут предпринимателя в тень. А от этого проигрывают в конечном итоге все: и сами предприниматели, живущие в вечном страхе перед проверками, и государство, не получающее ожидаемых налогов, и, самое главное, рядовые граждане, которые, увы, наверное, никогда не дождутся цивилизованных условий торговли.
Сергей БАЛЫКИН, аналитическая группа РОО «Альтернатива-XXI»