Здоровье
Витамин В3. Знакомый незнакомец
Познавать, не размышляя, – бесполезно; Размышлять, не познавая, – опасно. Конфуций
Наш мир очень многосложен, и каждый видит его по-своему, но только познание дает возможность понять его. Кто бы мог подумать, что между самогоноварением и Нобелевской премией есть общее...
Зачастую «меценатами», как это ни странно, выступали... человеческие пороки. Чего только стоит милитаризм! А биология начала ХХ века должна поставить памятник... бутылке вина. Да-да. Изучение брожения привело к информационному взрыву и появлению новых научных направлений. Это – Пастер и прорыв в микробиологии и медицине! Это – становление биохимии и молекулярной биологии! Это – расцвет витаминологии.
Никотин и никотинка
Сегодня мы продолжим разговор о витаминах группы «В». Нашим гостем будет витамин В3. Он еще носит названия РР, ниацин, никотиновая кислота, никотинамид. Академик Ю.Островский считал, что витамин, собственно, это никотинамид, а никотиновая кислота – всего лишь его транспортная форма. «В» – потому, что входит в компанию водорастворимых витаминов, тесно связанных между собой, а РР просто – «предупреждающий пеллагру» (pellagra preventive, англ.).
Впервые никотиновая кислота была получена в 1867 году (!) как производное никотина. В 1904 году Гарден и Ионг нашли, что для сбраживания глюкозы (браги – по-нашему) важны не сами дрожжи, а их «сок» и, более того, – молекулы, проходящие через мельчайшие фильтры. Выдающийся биохимик Казимеж Функ в 1914 году выделил эти молекулы, одна из которых оказалась тиамином (В1) – ему уже известным, а вторая была идентифицирована как никотиновая кислота. Казалось бы, фортуна вторично улыбнулась ему. Он держал в руках новый витамин, но... прошел мимо. Что поделаешь – ирония судьбы! Лишь спустя четверть века в 1937 году было установлено биологическое значение никотиновой кислоты как фактора переносчика водорода. Затем появилось множество работ о возможности лечения довольно грозной, но сейчас уже почти забытой болезни – пеллагры у человека. Если полистать отчеты Национальной службы здоровья США за 1912 – 1916 годы, то по ее оценкам на юге страны этим заболеванием страдало более 100 000 человек в год. Причем, умирал каждый... десятый! Хотя, зачем далеко ходить, стоит почитать Солженицына, рассказы Жженова – в наших лагерях «светлого будущего» пеллагра косила не хуже пистолетов энкаведешников.
Болезнь была широко распространена там, где население преимущественно питалось кукурузой – Испания, Италия, США, Румыния и т.д. Считалось, что она связана с каким-то отравлением. Теперь-то мы знаем, что в кукурузе практически нет аминокислоты триптофана, из которой клетки человека могут сами синтезировать витамин РР.
Тени забытых болезней
Со студенческой скамьи помню – три «Д» – характерные проявления пеллагры – дерматит (воспаление кожи), диарея (расстройства кишечника), деменция (психические нарушения). Казалось бы – слава Богу, что это все в прошлом. Тем более, что теперь установлено широкое распространение В3 в природе, возможность его синтеза в организме. И, кроме того, нам его в какой-то мере поставляют наши кишечные «квартиранты» – бифидобактерии. Если к этому добавить, что витамин РР устойчив к нагреванию, свету и окислению кислородом – то, кажется, чего же беспокоиться? Точно так же «думает» и наш организм, поэтому не делает запасов, а избыток витамина просто «сливает» в унитаз. Его легкомыслие меня часто просто поражает.
Опасные слабости
Витамин РР чрезвычайно важен для синтеза большинства гормонов (!), в том числе половых. Получены доказательства его удивительных регуляторных функций на мозговые процессы, например, механизмы памяти и эмоциональности. Появились сообщения о причастности к процессам возникновения и проявления психических заболеваний. Чего только стоят результаты успешного применения никотинамида в лечении шизофрении.
Конечно, до «пеллагрических» дефицитов витамина нам далеко. Но умеренный гиповитаминоз – вполне обычное наше состояние. Судите сами. Насколько адекватно питание? Вот данные о содержании в продуктах питания В3 (мг в 100 граммах), в скобках – сколько этого продукта надо съесть, чтобы получить дневную норму витамина: дрожжи пивные сухие – 50 (30 г), арахис – 15 (101 г), печень свиная – 8 (187 г), печень говяжья – 6,8 (220 г), сардины – 7,6 (197 г), скумбрия – 6,9 (217 г), мука пшеничная – 4,5 (332 г), гречка – 4,2 (358 г), говядина – 2,8 (536 г), свинина – 2,4 (625 г), фасоль – 2,1 (750 г), творог – 0,45 (3333 г), яйцо куриное – 0,2 (75 штук) – в остальных продуктах еще ниже.
У детей усугубляющими факторами служат увлечение конфетами, пирожными и прочими «сникерсами» и, конечно, бичом наших дней – сладкими напитками всех мастей – от «пепси» до «Чебурашки». У взрослых недостаток усугубляют свои «слабости»: алкогольные напитки и стрессы стремительно истощают уровень всего В-комплекса витаминов. Вот и выходит, что, по утверждению специалистов, в СНГ нехватку витамина РР испытывают 20 – 30% населения.
Еще повоюем
Мне нравятся тесты. Давайте проанализируем у себя симптомы недостатка В3 (по мере нарастания). Итак, следует принимать меры, если у вас – «беспричинная» утомляемость и слабость, потеря аппетита, раздражительность и головные боли, – внимание! – неприятный запах изо рта (если только к вам «ночью не приходит кариес») и проблемы с пищеварением – часто беспокоит жидкий стул. (Хочу заметить, что этот симптом, даже после восстановления витаминного статуса, может оставаться с человеком на всю жизнь). Дряблость и повышенное шелушение кожи, фотодерматиты (воспаление кожи из-за повышенной чувствительности к солнечным лучам). Усугубление и нарастание этих симптомов и... вот вам и пеллагра.
Вы заметили, что многие симптомы являются как бы «общими» при недостатке витаминов группы «В». Связано это с влиянием на гормоны и нейрорегуляторными функциями витаминов, вторым важнейшим их качеством, которое открыл наш белорусский ученый профессор В.Виноградов. Витамины, действительно, нечто большее, чем просто химические катализаторы.
Введение витамина В3 в больших дозах (от 100 до 500 мг в сутки) действует успокаивающе, снимает чувство страха и тревоги, снижает уровень холестерина в крови, снимает боли при остеоартритах. Он служит надежной профилактикой разрушительных последствий стресса.
До встречи.
Александр НАУМОВ, кандидат медецинских наук
|