Мифы Авторынок Гостевая Редакция Контакт Архив

№ 267 от 20.03.2003  

Мучительный поиск

В конце минувшей недели в Беларуси состоялись два ярких события: выступление президента Лукашенко перед студентами БГУ и Всебелорусское собрание интеллигенции. Не думаю, что их одновременное проведение является случайным совпадением, но не это главное. Боюсь, что ни президент страны, ни национальная интеллигенция так и не ответили на вопрос, что делать со страной дальше. Символично, на мой взгляд, что два этих ярких события состоялись практически накануне 85-летия образования Белорусской Народной Республики.

Лекция Александра Лукашенко перед студентами престижнейшего вуза страны – Белорусского государственного университета – была посвящена историческому выбору Беларуси. Официальные СМИ назвали это событие «настоящим марафоном», особо подчеркивая, что президент ответил более чем на 80 вопросов молодежной аудитории. Что касается исторического выбора Беларуси «по Лукашенко», позиция за восемь лет его правления не изменилась – в союзе с Россией. Не совсем ясно, в каком союзе, но, кажется, в обязательном порядке – с президентом Лукашенко, президентом России и «небольшим наднациональным правительственным органом». А.Лукашенко твердо убежден в своем выборе, его аргументы просты: «у нас одни корни, мы один народ, у нас общая история, что раньше жили в одной стране, что более 80 процентов энергоресурсов получаем из России, что никогда не были нахлебниками...».

Подобной «философии» симпатизируют многие белорусские граждане, которые до сих пор вспоминают, как они получали гарантированную зарплату, приличную пенсию, могли прожить на эти деньги, дать бесплатное образование детям и бесплатно получить медицинскую помощь. Но эти основные аргументы, с другой стороны, настолько же несостоятельны, насколько, на первый взгляд, убедительны. Их несостоятельность в том, что президент, избранный народом на столь длительный срок и несущий полную ответственность за страну и все, что в ней происходит, не только не сумел должным образом сориентироваться в современном мире, интегрироваться в его процессы, построить или заложить фундамент действительно независимого государства, но и обеспечить условия для нормального уровня жизни. Он по-прежнему покупает энергоресурсы у одной страны, ориентирует экономику только в одну сторону, тем самым вгоняя себя, а заодно и нас, в полную зависимость только от одного государства. Провести реформы, политические и экономические преобразования, по-настоящему открыться Европе и миру с тем, чтобы действительно вернуться и включиться в европейскую цивилизацию, в которой родилась наша государственность и естественным образом на протяжении многих столетий развивалась – гораздо сложнее. Александр Лукашенко сделал свой выбор. Трудно сказать – почему? В этой связи небезынтересным было его признание перед студентами: «У нас тяжелейший период времени, который мы переживаем. И когда вы видите, когда я просто авторитарно начинаю давить правительство и своих подчиненных, это потому, чтобы удержать экономику, чтобы она не обвалилась. Приходится включать сейчас и административные рычаги». Звучит достаточно лукаво. В истории нашего государства были времена гораздо тяжелее! А на рычаги не пришлось бы нажимать, если бы в стране действовали рычаги рыночной экономики, национального возрождения, разумной внешней политики. Можно критиковать президента, его команду, или, наоборот, оправдывать, но существа дела это, к сожалению, не меняет – мы живем, как живем. И это главный аргумент.

В своем выступлении Лукашенко подчеркнул, что исторический ориентир Беларуси – демократическое, экономически высокоразвитое государство, занимающее достойное место в современном мире. Он говорил и о том, что мы должны воспитывать национальную гордость, уважение к своему государству, к Конституции, флагу, гимну, о том, что «истинное национальное самосознание не может строиться на лжи и фальсификациях, а также переписывании истории на свой лад». Его слушали молодые люди, которые в своем большинстве, если я не ошибаюсь, мечтают о том, как бы поскорее закончить образование и смотаться из этой страны в какое-нибудь более благополучное общество. Красивые рассказы президента остаются лишь красивыми рассказами, но жить всем хочется сегодня, сейчас. Именно молодые чувствуют это острее всех. Что делать? Президент ясного ответа не дает.

Этот же вопрос, по сути, обсуждался и на Всебелорусском собрании интеллигенции. Некоторые политологи утверждают, что главным результатом собрания можно считать то, что интеллигенция сумела посмотреть критически не только на состояние власти и народа, но и, в первую очередь, на саму себя.

Подобный тон в обращении к белорусской интеллигенции задал, отвечая на вопрос «что делать?», писатель Василь Быков: «Мяняць тактыку змагання? Але тактыка мае межы, i ўся яна, бадай, вычарпаная. Мяняць кiраўнiцтва? Але якое на якое? Цi не здарыцца так, што на месца кепскага старога прыйдзе яшчэ горшае новае? Рэвiзаваць нашу старую нацыянальную iдэю, але ў якiх кшталтах? Можа, мяняцца самiм (калi мець на ўвазе нашу нацыянальную элiту), але як i куды? Намагацца змянiць менталiтэт электарату? Але тое цi ў нашай сiле? Калi таго менталiтэту не змянiлi стагоддзi яго паднявольнага iснавання, цi магчыма тое за дзесятак гадоў тыранii? Кажуць, што калi нацыя не склалася за сто год, дык яна ўжо не складзецца нiколi. Ну, а калi мы самi ў гэтым сэнсе не надта ўдалыя, тады якое маральнае права мы маем патрабаваць зменаў ад iншых? Хоць бы i ад тае субстанцыi, якую мы глыбакадумна называем электаратам?»

Писатель, как, наверное, и подобает истинному интеллигенту, сформулировал вопрос в своем послании из Праги. Но готовых рецептов того, как выйти из ситуации, В.Быков не дает. Правда, первый шаг он предлагает – объединиться. Судя по комментариям присутствующих на форуме делегатов, данное собрание не стало этапным в этом смысле. Прежде всего оттого, что в нем не приняли участие учительница из глубинки и инженер производства, врач и художник из отдаленного района, которые на местах и должны на своих плечах нести идею национального государства. Но есть ли они там? Если честно, я не знаю. В минском же зале собралась известная публика, ангажированная оппозицией, но, как показало время, не сумевшая предложить своему народу той идеи, которая могла бы быть близкой пусть не каждому, но большинству из нас.

Кто мог подумать, что с народом, научившимся писать и читать, получающим информацию по телевидению обо всем, что творится не только в стране, но и мире, будет так проблематично построить свое государство, возродить свою культуру?

Впрочем, на собрании прозвучали идеи, которые могли бы исправить такую ситуацию. Михаил Маринич высказал мнение, что «в этом зале нет врагов существующей власти. Есть мнения, есть методы и предложения. Почему бы не прислушаться, не проанализировать, не использовать эти предложения?». Это путь к тому, чтобы находить общий язык с частью государственной элиты и самим становиться ее частью. Хорошо бы такого мнения придерживаться и президенту страны, а не делить граждан на своих и оппозицию. Помните, как он сказал по этому поводу студентам: «если ты не согласен с нынешней политикой, я же ни издеваться над тобой не буду, ни давить, ни травить. Не согласен – иди открыто в оппозицию».

На сайт нашей газеты часто «заходят» бывшие гродненцы, которые живут теперь по всему миру, их тысячи, уехавших в поисках «лепшай долi». Иногда они оставляют свои сообщения. В лучшем случае, это вопросы о том, стоит ли еще дом на улице Советской, работает ли магазин или бар все на той же улице, гуляют ли еще гродненцы по Пышкам... Но никто ни разу не поинтересовался, изучают ли дети в школах Купалу, Коласа, Богдановича, можно ли где-нибудь услышать белорусскую песню...

Михаил КАРНЕВИЧ

Назад