Мифы Авторынок Гостевая Редакция Контакт Архив

№ 268 от 27.03.2003  

Заметки эмигранта. Часть 3

«Облико морале...»

Было это сразу по приезду. Гуляю я по городу Нюрнбергу, любуюсь достопримечательностями – вдруг среди теплой ноябрьской погоды налетает ветер, начинает лепить мокрый и густой, в блюдце снежинка, снег.

А надо сказать, что зимы здесь практически нет: снег полежит пару дней на Рождество, попугают нестрашные морозы, и все – зиме конец.

Нынешний год – исключение. Я не ношу зимних сапог, шарф – изредка, перчатки – иногда, а шапка валяется где-то... А тут вдруг такой снег. Тает на голове, стекает за шиворот, залепляет очки. Пройду, думаю, этой улицей, так будет поближе к метро. Пошел вдоль стены Старого Города: узенькая улочка, слева – дома, справа – стена. Вдруг слышу: кто-то стучит, протер очки, сфокусировал глаз – женщина на первом этаже стучит в стекло и машет мне руками – случилось что-то, думаю, подошел поближе.

Она распахнула окно и оказалась в ...одном бюстгальтере. При этом что-то очень энергично лопочет. Глядь, а рядом в каждом окне – по одной и все, как на пляже, в одних бюстах, а некоторые и вовсе – топлес. Тут я вспомнил героя Юрия Никулина – Семен Семёныча из «Бриллиантовой руки». Боже, да я попал на улицу «красных фонарей», прямо в лоно любви? Платной...

Знание – сила

Здесь никто и никогда не произносит лозунгов о дружбе народов. Здесь нет китайского или еврейского районов, или арабского, как в США. И почти мирно живут в Нюрнберге – по всей Германии – десятки наций со своими храмами, клубами, магазинами, кафе, и даже парикмахерами и врачами. Очень много турков (уже растут два поколения, которые здесь родились) и курдов из Ирака и Турции. Итальянцы, греки, испанцы, португальцы, поляки, чехи, и, естественно, евреи из бывшего СССР, и немцы оттуда же – все мы теперь «русские» – нас в Нюрнберге 70 тысяч человек. Много чернокожих и монголоидов из Вьетнама, Таиланда и пр.

Тут и там говорят по-русски. Есть так называемые «Русские магазины», в которых продают привычные нам товары – семечки, гречку, солянки, привычный майонез, селедку, воблу, водку (дороже чем в немецких магазинах), конфеты, халву и «рашэн кич» – матрешки, шкатулки, «Мадонны» и «чешские» люстры. Ломятся полки от видео- и аудиокассет на русском языке с российскими фильмами, музыкальными программами, выступлениями сатириков, CD с модными в СНГ шлягерами, книги, газеты, журналы.

Замечу, что библиотеки в Германии бесплатны. Записывайся – и можешь брать кроме книг видео– и аудиокассеты, компакт-диски. Платишь символические 2 евро за заказ книг из других библиотек, помните, пресловутый МБА – межбиблиотечный абонемент? Он и здесь процветает. Продаются почти все московские газеты, включая «желтые», «Спид-инфо», «АиФ», «Совершенно секретно» и много других. Пылятся на полках «Огонек» и другие иллюстрированные журналы. Дороги больно.

Есть и русскоязычные газеты и журналы Германии. Правда, их трудно назвать газетами – выходят они как «толстые» журналы – раз в месяц. В лучшем случае – 2. Смотрим (с помощью «тарелки» или кабеля) 38 ТВ программ, включая английские и французские, можно бы и арабские, но желания нет. Если есть желание – смотрите себе на здоровье московское, украинское и даже аджарское ТВ. Вот гродненского нет, минского тоже. Я специально не говорю «Белорусского» – язык не поворачивается – что же это за Национальное телевидение, если у него с родным языком сплошные нелады.

Нет такой отрасли знаний, увлечений и влечений человека, чтобы на эту тему не было бы журнала. Но по мере увеличения названий – падают тиражи. Издатели в тревоге, совещаются, как им быть, как выживать. Например, на этот год число подписчиков таких знаменитых и авторитетных журналов, как «Шпигель» и «Штерн», упало почти на сто тысяч на каждое издание. Им на смену приходит Его Величество Интернет. А в Германии только у ленивого нет дома компьютера.

Если запереться дома и изучать жизнь страны по телевидению, то можно подумать, что осталось две общенациональные проблемы, решив которые все будут плясать от радости. Во-первых, изменить в сторону увеличения женскую грудь, и вторая проблема, простите, удлинить пенис.

Нет, пожалуй, есть и третья – похудение. Спорить не стану – все это очень важно, в особенности для самих обладателей этих органов и членов их семей. Но это не так. Или не совсем так. Есть тревожные симптомы других патологий.

Только за январь число потенциальных телезрителей дневных программ, а точнее, безработных увеличилось на 493 тысячи человек. Почти полмиллиона! Такого еще не было в истории Германии.

Дорога на Берлин

Вы никогда не были в Берлине? Ни в бывшем Восточном, ни в Западном? Ну и, слава Богу! Греха не обобраться. Да и зачем? Выйдите на просторы улицы Комарова, точно такими же творениями архитектуры застроена половина бывшего Восточного Берлина. Социалистическая Германия прививала себе не только идеологию, взятую напрокат у Страны Советов, но и слизала очень многое: строительные проекты – лишь одно из них.

Если захотите посмотреть на архитектуру Берлина 80-х, можете выйти на улице Болдина, у бани. Идешь по Восточному Берлину, и петь хочется, наподобие «и все вокруг знакомое, и все вокруг мое...». Одна неувязочка – в гродненских домах – жизнь ключом, а берлинские «хрущобы» и их потомки пугают пустыми глазницами окон – берлинцы больше не желают в них жить.

Представьте себе, вы закончили лидскую среднюю, а потом минскую высшую, вы однажды бывали в Польше, а, возможно, в Болгарии или Румынии, если повезло, даже в Турции. Но, так или иначе, именно в Берлине вас ждут ни с чем несравнимые приключения и проблемы. Например, как доехать туда-то и туда-то в трехмиллионной старой новой столице и, главное, какой билет надо купить и сколько за него платить. Но и это еще полбеды – не в деньгах дело – КАК это сделать? А транспорт в Германии разорителен. Общественный, в том числе.

Вы встали перед двумя автоматами, продающими билеты, о чем нетрудно догадаться, даже если вы обошлись без минского высшего, а удовлетворились университетом марксизма-ленинизма. Если вы не знаете, ЧТО это такое и с чем его употребляли по вторникам, то спросите у мамы с папой – они это еще помнят.

Так о чем это я? Ах, да, о Берлине! Так вот – одного автомата для выплевывания вашего права на поездку по Берлину оказалось недостаточно – эти адские машины с электроникой вместо сердца стоят парами. Вы пали духом, стали чесать затылок, но тут, как из – под Земли возникает кудесник с характерным выражением лица и неспокойными руками – нутро-то горит!

– Тебе помочь? – спросит он на чистейшем берлинском или, увидев недоумение на твоем лице, даже на английском.

– Ja! Да! Tak! – закричишь ты в отчаянии, а твой ангел-спаситель единым ведомым ему путем, узнав куда тебе надобно, станет швырять в ненасытное чрево автомата монеты из твоей потной руки. И, нажав на нужные кнопки, получит заветный билет. Автомат поворчит, но сдачи даст... До копейки, т.е. до цента. Его бы к НАМ, пронеслось в вашем счастливом мозгу – он бы у меня только и делал, что сдачи давал. А тут стоит: монитор цветной, весь бликует и светится – и ни единому Левше-электронщику не понадобился «для дома, для семьи».

– Данке, – произносишь ты единственное слово, вынесенное с уроков немецкого в лидской или даже в минской высшей.

– Нaaaайн! – возразит кудесник и произведет у твоего носа трение указательным пальцем о большой на правой руке.

– Ааааа! – доходит до тебя и, распахнув Сезам левой ладошки, ты на радостях становишься не по карману щедрым: «Бери!»

Не боись, тебя не ограбят, с тебя возьмут максимум 60 центов, в крайнем случае, 1 евро гонорара – ровно на две банки пива или на литровую тетрапачку столового вина. Нет! Если станешь настаивать – возьмут и больше. Но это такса! Честный бизнес.

А путь твой, конечно, лежал с вокзала Лихтенфельс, куда прибывают минские поезда, на вокзал Цоо, откуда и куда прибывают и отходят поезда по всей Германии – на Запад, в самый злачно-торговый центр Западного Берлина. Поближе к Курфюстердамм, улице, о которой ты столько наслышан...

Бог мой, вскричишь ты, но так чтобы никто не услышал. Где это я, в Берлине или в Жмеринке?

– Куда тебя несет, чтоб ты был здоров! – кричит пузанчику мамаша.

– Здравствуйте, Лева! Куда это спешите, не на обед ли к бургомистру?

– Этого мне только не хватало. У меня термин (прием) к глазнику!

Не пройдет и получаса, как ты научишься отличать «наших» от ...остальных.

Кусок родной земли

Нам, грамадзянам Беларусi, не повезло. Консульство Беларуси переехало из центра на окраину к заброшенному уборщиками и посетителями знаменитому некогда Трептов-парку со скульптурой Вучетича «Воин-Освободитель». Но дело не в памятнике – он дань эстетике своего времени. Дело в том, чтобы разыскать само НАШЕ консульство, надо быть коренным берлинцем – знать, как проехать на метро и по какой линии, потом перебраться на электричку, потом пересесть на нужный автобус, пройтись по пустынному парку и, наконец-то, отыскать заветный особняк. В тесной комнатенке, с количеством стульев вдвое меньшим числа посетителей, и неулыбчивым (в отличие от немецких) чиновником с колючей фамилией Булавко, защищенным от вас, сограждан, как от чумных, толстенным стеклом с узкой щелью внизу для просовывания документов. Вам предстоит заполнить множество анкет, заявлений или бланков. Работа идет вручную – на компьютеры консульство пока не заработало, несмотря на рекордно высокие ставки пошлин. Радзiме патрэбная валюта.

Продолжение последует.

Задать мне вопросы, а равно поблагодарить и отругать в любых выражениях на русском, белорусском, польском и немецком языках Вы можете по интернетному адресу alpd@rambler.ru

Назад