Если заблокировать все процессы в организме, в которых принимает участие витамин В6 с помощью антивитамина – животное гибнет, а недостаточное поступление его с пищей приводит к тяжелейшим расстройствам, которые легко убираются введением витамина. Диапазон его действия: от усвоения клетками глюкозы, до обеспечения процессов высшей нервной деятельности. И все это витамин В6 или пиридоксин – гранд витаминов, поставщик двора Его Величества Мозга, один из важнейших водорастворимых витаминов.
Родился и пригодился
Его открытие связано с поисками средств лечения пеллагры, грозного, смертельного заболевания, свирепствовавшего во многих странах до середины прошлого века. В 1926 году Гольдбергер установил, что симптомы пеллагры у крыс, не поддающиеся лечению витаминами В1 и В2, проходят при скармливании животным дрожжей. Содержащийся в них неизвестный компонент он назвал «крысиный фактор». В 1938 году его выделили, синтезировали и назвали витамин В6 или пиридоксин. Как оказалось, к пеллагре человека он не имел отношения – виновником там служила никотиновая кислота (витамин В3).
Но не судьба была ему остаться просто «крысиным фактором». Вскоре выяснилось, процесс переаминирования аминокислот (составных кирпичиков белка), открытый в 1937 году нашим соотечественником, выдающимся ученым-биохимиком Александром Браунштейном, возможен лишь при участии пиридоксина. Точку в этом вопросе поставил американец Е.Снелл – выделив в 1944 году еще две разновидности этого витамина: пиридоксаль и пиридоксамин.
Современная медицина считает, что недостаток пиридоксина лежит в основе более сотни различных расстройств здоровья и серьезных заболеваний. И хотя он широко распространен в растительном и животном мире, да к тому же синтезируется микрофлорой кишечника – современные технологии приготовления пищи и широко распространенные дисбактериозы (дань, зачастую, бездумного применения антибиотиков) с одной стороны и высокая скорость расходования витамина при стрессах и физических нагрузках – заставляют специалистов бить тревогу – недостаток пиридоксина испытывают до 80% людей. По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) лишь только 1 – 2% (!) населения планеты имеют нормальный уровень витаминов. В «сытой» златоглавой Москве уровень обеспеченности пиридоксином беременных женщин, по данным за 2000 год, составил лишь 46%. Думаю, по нашим «столицам» это примерно такая же цифра. Хотя по сравнению с 90% (!) недостаточности в перестроечном 1991 году, это, что ни говори, – прогресс.
Что могут короли?
В нашем организме пиридоксин занимает множество «ключевых постов». Во-первых: он стоит во главе цепочки использования клеткой глюкозы как энергетического субстрата, иными словами, определяет эффективность использования углеводов крови для получения энергии. «Затруднение» использования уже поступившей в клетки глюкозы приводит к явлению, характерному для гипогликемии – постоянная усталость, нервозность, подавленность, бессонница, неспособность справиться с повседневными заданиями – «все валится из рук». Психофизиологи даже считают, что частые проявления агрессивности – это подсознательный механизм, интуитивный способ человека путем выброса адреналина увеличить доступность для клеток энергетического материала.
Во-вторых: пиридоксин является главным катализатором обмена аминокислот и, что крайне важно, синтеза из них подавляющего большинства нейромедиаторов (передатчиков нервного импульса в мозгу и нервных проводниках) – серотонина, норэпинефрина (способствуют хорошему настроению), гамма-аминомаслян- ной кислоты, дофамина и др.
В-третьих: без витамина В6 невозможен синтез гема в гемоглобине, что оборачивается анемией при достаточном или даже избыточном количестве железа в крови. Это влечет за собой кислородное голодание тканей и органов, а внешне это проявляется в появлении чувства слабости, «беспричинной» утомляемости, сонливости, когда сон не приносит отдыха, раздражительности по мелочам, частые головные боли.
Как ни один другой витамин группы «В» пиридоксин демонстрирует «коллективность» действий. Так, он в содружестве с витаминами В9 и В12 оберегает ДНК от повреждений и, по мнению, английских специалистов защищает клетку от ракового перерождения. Эта же троица стоит на защите нашего организма от развития атеросклероза. В6 делает общее дело с витамином В1 и в то же время они не могут терпеть друг друга – их даже вводят раздельно.
Пить или не пить?
Проведенные в последнее десятилетие научные исследования, с привлечением самых современных моделей и методов, позволили разработать рекомендации по целевому использованию витамина В6. Сейчас врачи его обязательно назначают при: токсикозах беременных, причем настолько удачно, что его даже стали рекомендовать для профилактики «морской болезни». При предменструальном синдроме, паркинсонизме, невритах и радикулитах – в комплексе с другими собратьями по «В» классу, гастритах (нормализует кислотообразующую способность желудка), анемиях, дерматитах (особенно нейродермитах), экссудативном диатезе. Для уменьшения токсичности противотуберкулезных препаратов, пероральных контрацептивов и антибиотиков. Например, было установлено, что при введении пенициллина образуется вещество с анти-В6-витаминными свойствами.
Острый дефицит пиридоксина – это как бы «нагрузка» к регулярному приему алкоголя, что отражается на нервно-психическом состоянии здоровья и самочувствии пьющих. Как говориться – «так то портвейном усугубили...»
Американские нейрофизиологи рекомендуют обязательное введение пиридоксина жертвам стрессовых ситуаций, что повышает психологическую устойчивость, улучшает настроение и самооценку.
Многие женские болезни связаны с накоплением в организме женского полового гормона – эстрадиола, ввиду затруднения его перехода в эстриол, который легко выводится почками. Специалисты считают, что этот процесс лежит в основе таких недугов как фибромиома, мастопатия, эндометриоз, предменструальный синдром и во многих случаях связан с недостатком витамина В6.
Суточная потребность здорового человека в пиридоксине 0,5 – 3 мг в зависимости от возраста. При заболеваниях или при выраженной недостаточности его вводят 100 – 200 мг и выше. Правда, есть отдельные сообщения что длительный прием больших доз может вызвать повреждение нервной ткани.
Свою дневную норму мы получим, съев: печени – 350 г, дрожжей – 400 г, сои – 350 г , грецких орехов – 440 г, рыбы – 770 г, бананов – 860 г, постного мяса – 1,0 кг, шпината – 1,2 кг, мяса курицы – 1,8 кг и запить это 4 литрами (!) обязательно свежего молока. Право, это попахивает черным юмором, не правда ли? Если еще добавить, что при замораживании продуктов теряется 15% витамина, при выпечке и варке – 70 – 75%, а при консервировании – 90% – то что же нам остается? Так что, если вдруг, среди полного счастья вы стали замечать у себя быструю утомляемость, состояние депрессии, чрезмерное выпадение волос, появиление докучающей трещинки в уголках рта, устойчивую к приему витамина В2, если вас беспокоит чувство онемения конечностей, мышечная (и прочая) слабость, вам лень смотреть на противоположный пол – следует заглянуть в аптеку. До встречи.
А.Наумов,
кандидат медицинских наук