Мифы Авторынок Гостевая Редакция Контакт Архив

№ 269 от 03.04.2003  

Зашкаливает...

Письма и звонки в редакцию БИ позволяют сделать вывод, что одной из самых актуальных проблем является оплата жилья. Год назад руководители Минэкономики и Минжилкоммунхоза заявили, что платежи за коммунальные услуги не покрывают и 20% затрат. С тех пор отопление и газ подорожали в 3,5 раза, электроэнергия – в 2,5 раза, обслуживание лифтов – в 8 раз, квартплата – в 5,7 раз. Но и сегодня, при неподъемных для наших тощих кошельков тарифах, финансирование обслуживания квартир производится населением всего на 53%.

Ищем виноватых

Гродненские пенсионеры в письме в БИ сообщают, что 60 тысяч рублей из 110-тысячной пенсии вынуждены отдавать государству за квартиру. В Обухово содержание двухкомнатного жилья обходится хозяину в 70 тысяч рублей. Это без стоимости газа (колонка) и электричества. При заработной плате в 119 тысяч и невозможности найти дополнительный заработок в маленьком городке, «на жизнь» остается меньше чем по доллару в день. При том, что крайней степенью нищеты в мире считается проживание на 2 доллара.

В редакцию позвонила мать-одиночка, воспитывающая двоих детей-школьников, с обращением к властям: что останется от зарплаты в 130 тысяч и скромных детских пособий, если она оплатит коммунальные услуги, значительно выросшие даже по сравнению с концом прошлого года (вода – в полтора раза, электроэнергия – на треть, горячая вода и отопление на четверть)? В числе прочих горестных вопросов в адрес редакции есть и такой: законно ли уведомление ЖЭСа с расценками платы за жилье при нынешних зарплатах большинства населения?

Действительно, в связи с резким повышением тарифов увеличился поток жалоб на местные жилищно-эксплуатационные службы. Крайними, как всегда, оказались те, кто ближе всего к человеку, а именно ЖЭСы. Хотя они транзитом перекидывают деньги населения за энергию, газ и воду соответствующим службам, оставляя в собственном распоряжении лишь оплату за техобслуживание и капремонт, то есть за работу дворников, благоустройство дворовых территорий и исправность инженерных коммуникаций.

Заморозка как способ обезболивания

Часто жалующиеся в редакцию задают один и тот же вопрос: кто придумал такие тарифы? Отвечаем: все расчеты по оплате коммунальных платежей готовит Министерство экономики при участии Минжилкоммунхоза. После последнего подъема тарифов Минэкономики приняло решение – заморозить их до конца 2003 года. И все же распоряжением от 23.01.03 вдвое увеличены отчисления на капитальный ремонт квартир, так что теперь они равны 100% от суммы платы за техобслуживание.

Проверки Госконтроля не обнаруживают нарушений и самовольства в назначении тарифов на местах – все законно в соответствии с цифрами, утвержденными на самом высоком уровне – Совмином, Минэкономики и Минжилкоммунхозом. А поскольку без ведома главного идеолога страны у нас и петух не кукарекает, обвинения президента в адрес коммунальников, пытающихся залезть в карман потребителя, просто нелепы. Поэтому в своем недавнем выступлении глава государства уже по-иному расценил жалобу потребителя на неподъемные суммы оплаты жилья, мол, россияне еще больше платят – и ничего.

Грядут ли техногенные катастрофы?

В соседней России удорожание коммунальных услуг назвали коммунальной реформой. Но сам по себе рост квартплаты не привел к заявленным целям – обеспечению порядка в домах, ремонту жилья без проволочек, исправности инженерных коммуникаций. Вспомните телевизионные репортажи из замерзающих квартир россиян. У нас рост квартплаты не прикрыт вывеской реформирования ЖКХ, которая предполагает изменение формы собственности и разрушения коммунальной монополии. Но если сумма выплат за жилье приближается к величине зарплаты или пенсии, населению от этого легче не становится.

Несмотря на то, что население оплачивает более половины расходов по содержанию жилищно-коммунального хозяйства области, а остальные затраты должны финансироваться из городского и областного бюджетов, специалисты ЖКХ утверждают, что их работа – латание дыр, а не своевременные профилактические меры. Потому что дотации из бюджета по услугам для населения отчисляются коммунальникам несвоевременно, им должны бюджетные организации-неплательщики. Если ситуация не улучшится, нас вполне могут ожидать техногенные катастрофы, как те, что регулярно происходят в зимнее время в России, когда люди замерзают в собственных квартирах с лопнувшими трубами и батареями.

Что остается в кармане

Будущие катастрофы, возможно, впереди. Реальность дня сегодняшнего – то, что остается в кармане гражданина после оплаты коммунальных услуг. Около 10% жителей Гродно, которых принято называть асоциальными элементами, попросту не утруждают себя проблемами поиска денег на жилье. Случаев выселения из квартир за неуплату у нас пока не было, но дела на неплательщиков в суды уже готовятся.

Бедолаги-пенсионеры и бедные законопослушные граждане обивают пороги учреждений с жалобами на тяжелую жизнь, а государство осуществляет адресную поддержку малоимущим, выделяя безналичные субсидии. Еще недавно они предоставлялись, если в общем доходе семьи величина квартирной платы превышала 15%. Теперь условия субсидирования изменились, и планка подскочила до 25%.

Лукавые цифры

Они при средней зарплате по стране в 100 долларов выдают очень приличную картину: семья из двух работающих и ребенка из 400 тысяч рублей отдает за двухкомнатное жилье около 100 тысяч (вместе с оплатой за свет и телефон), то есть, не более 25%. Остается триста тысяч рублей, которые при белорусских прожиточных нормах должны обеспечить безбедное существование. Но при реальном уровне инфляции (а в Беларуси он один из самых высоких на постсоветском пространстве), слово «безбедное» нужно исключить. Остается – «существование», при котором удовлетворяется лишь минимальный уровень потребностей.

Разговоры о постепенном переходе к 100% оплате коммунальных услуг обнищавшим населением только усиливают напряженность. Несмотря на уверения в проведении государством социально ориентированной политики, рост тарифов уже достиг своей критической черты. Но опасность для нашего общества состоит не в возможности социального взрыва. Она в том, что фальшивые уверения в заботах о населении приводят к такому же отношению граждан к государству. Уважать и чтить его не заставит никакой институт политруков в трудовых коллективах. Поэтому позволю себе не согласиться с президентом по вопросу необходимости совершенствовать идеологическую работу с массами: если мы хотим видеть Беларусь сильной процветающей державой, прежде всего, надо думать об экономике. Бытие определяет сознание.

А с замполитами наше общество уже нажилось, ему еще пожить бы в нормальных экономических условиях.

Наталья МАКУШИНА

Назад