В Германию со своим пылесосом
– Неужели вы и в самом деле потащите в Германию этот дурацкий пылесос? – удивлялся моему новому (американскому!) приобретению водитель моей минской фирмы, объездивший с фольклорным ансамблем полмира, – да в Германии ведь и пыли-то нет. Абсолютно лишняя вещь, вот увидите!
Увидел: абсолютно нужная штука. Переплатил я, правда, за нее в Минске раза в два. Но зато как сосет!
– Да там тротуары мылом моют, – вторил приятель-художник. – Это ведь Германия! А за брошенный наземь окурок судят и срок дают!
Что правда, то правда – моя соседка еженедельно моет чем-то мыльным вход в дом, ей так хочется. Задай ей вопрос «Зачем?», и ответ может быть и таков: «Я свободный человек в свободной стране – хочу и мою».
И правильно делает. А штраф за недолетевший окурок получить действительно можно. Особенно, если он вылетел из окна автомобиля. На дорогах полно фотоаппаратов и видеокамер и почти не видно местных гаишников.
– Чего ты там не видел? – пугал меня мой тогдашний друг – доцент гродненского университета. – Кому ты там нужен!?
Я униженно молчал. Но сообразив, что на этот вопрос я вправе задать равный встречный, друг пускал самый веский аргумент:
– Да там цены адские. Кило свинины 40 марок! Сам видел.
Это известие друга-вегетарианца ввело меня в панику.
В подъезде родного дома меня ловил за пуговицу сосед – музыкант симфонического оркестра, уже получивший разрешение на эмиграцию в Германию. Мы, наверное, были похожи на двух заговорщиков.
– Ничего с собой не бери, – басил сосед. – Там (он привычно озирался) все дадут.
Буквально все. Им все равно девать это некуда. Перепроизводство. Придут домой, спросят что надо – и все принесут. Всё-все. Еще и родне хватит. Мебель на улице стоит, чуток поношенная, но ведь не в Мозыре делали. Телевизоры, опять же, прямо в упаковках невостребованные. Да что там! Машины на улице – садись, рули!
Как было не верить? Сосед только что приехал с гастролей ОТТУДА.
Ком слухов разрастался. Говорили, что если не сдашь экзамен по немецкому, тут же выселяют из Германии: привозят к трапу самолета и отправляют в Минск – получите, даражэнькiя сябры, ваше народное достояние назад, оно путает спряжения глаголов. И уже есть, мол, потерпевшие. Точного адреса назвать не могут, но где-то недалеко, кажется, в Бобруйске.
Свинина оказалась, слава богу, раз в 5–10 дешевле увиденной другом. Курица, точно, ровно в 10 раз дешевле, около 2-х евро за вес 1200-1300 г. По той же цене и всемирно известные «ножки Буша», старшего, конечно. Младший войдет в историю не по линии птицеводства, кажется. Говядина едва ли не в 2 раза дороже свинины. И, несмотря на общеевропейские скандалы вокруг говядины, потребление ее сократилось, а цены остались прежними. У желающих похудеть и вообще быть здоровыми в большом ходу мясо индейки, особенно грудка, которая не содержит жиров, сплошной белок.
Что до рыбы, то этот продукт не всякому по карману, должен признаться. Килограмм свежего карпа по средней стоимости мяса. Любителям пива скажу, что банка 0,5 л несчетного количества сортов колеблется от 29 центов и выше. Любителям чего покрепче с удовлетворением отвечу, что сухие и полусухие виноградные вина (а чернил здесь не выпускают) стоят от 70 центов начиная за литр этого кислого продукта, крепостью от 9 до 12 %. Если бы местные любители крепкого увидели белорусские ценники водки и смогли бы перевести рубель в евро, то они попросили бы на Беларуси политического убежища. Права выпивох и курильщиков в Германии попираются, ей-Богу. Пачка сигарет (19 штук) – 3 евро, бутылка водки (0.7. л, 37 °) стоит 5 -7 евро. Я уже не курю и крепкого не потребляю, но так и тянет повозмущаться за компанию.
Адаптационный период переселенцев
Итак, вы приехали. Разместились в общежитии, потом нашли квартиру, как правило, с количеством комнат, равным количеству предполагаемых жильцов. Квартиру вам будут оплачивать. Не царские палаты, но улучшенной планировки. Будут оплачивать и отопление. В разумных пределах, конечно. На телефон очереди нет. Телефонные компании воюют за привлечение клиентов. Вы получите деньги на косметический ремонт квартиры, если он требуется, на недорогую мебель для зала – мягкую и стенку. На спальню, детскую и кухню, домашнюю утварь, вплоть до гладильной доски и кастрюль с ложками-вилками и утюгом. На небольшой телевизор. И даже на светильники и гардины со шторами.
Вы получите новый холодильник и автоматическую стиральную машину, если в вашем доме нет специальной комнаты-прачечной, где установлены машины для всех жильцов. С момента вашего переселения глава семьи получает на руки около 250 евро чистыми (в разных Землях Германии по-разному), остальные члены семейства – поменьше. Из этих денег вы сами оплачиваете счет за телефон, разговоры по нему и электричество. За лечение и выписанные врачом лекарства вы не платите, в отличие от остальных работающих граждан, ничего. Нулю равны оплаты за очки, массаж, зубные протезы (не все!) и многое другое, из насущного и необходимого.
Насчет автомобиля на халяву. Да, таких машин полно! Вы можете получить машину за символический один евро, но это будет такая бабушка немецкого автомобилестроения, что она может вас съесть причитающимися ее возрасту налогами и последующим лечением.
Наконец, вы разместились кое-как, а тут и подоспел срок идти учиться немецкому языку самым серьезнейшим образом. 9 часов ежедневного в течение 6-ти месяцев штурма снежных вершин немецкой лексики и грамматики заканчиваются в большинстве случаев полным поражением штурмующих. Побеждает немецкий язык! И раны поражения Вы будете зализывать до тех пор, пока однажды не попадете в среду, где говорят исключительно по-немецки, а еще лучше, на одном из многочисленных диалектов, и Вам ничего не останется, как собрав в кулак волю и преодолев страх, открыть рот и попытаться произнести некую фразу, которую немцы поймут или хотя бы догадаются о ее содержании. Имею опыт...
Продолжение последует.
Задать мне вопросы, а равно поблагодарить и отругать в любых выражениях на русском, польском и немецком языках Вы можете по интернетному адресу alpd@rambler.ru
Даниил Альперович