Мифы Авторынок Гостевая Редакция Контакт Архив

№ 270 от 10.04.2003  

Витамин В9 – фолиевая кислота. Последний из могикан. Часть 2

История фолиевой кислоты – наиболее запутанная глава истории комплекса витаминов «В».
А.Ф. Вагнер (1964 год).

С приходом весны все радует глаз. Первые листики, первые бабочки. Когда бабочек становится много и дачники начинают на них косится – значит пришло лето. Папы делают детишкам сачки, и они весело носятся за разноцветными «летающими цветками». Знакомство с миром порождает в голове у каждого вопрос – почему они разные, кто и чем их раскрасил? Видимо, наблюдая за своими детьми, такой же вопрос посетил и голову химика Ф.Дж. Гопкинса (кстати, будущего Нобелевского лауреата). Шел 1891 год. Лето. Каникулы. Не откладывая мысль в долгий ящик (мысль – субстанция непредсказуемая и в некоторых головах – мимолетная) ученый вернулся в лабораторию и записал ее в дневнике, и сразу же взялся за исследование крылышек трофеев своих детей... Через 50 лет, заморив один миллион(!) лимонниц и капустниц, химики не только ответили на «детский» вопрос, но и помогли биохимикам определить строение витамина, получившего, наконец, окончательное имя по международной классификации – В9. И как знать, если бы не мотыльки, какая бы судьба была уготована этому последнему из открытых витаминов группы «В»?

Многоликий немой

В 1926 году В.Ефремов обнаружил у беременных женщин особое заболевание – макроцитарную анемию. Это было время интенсивных поисков и открытий в витаминологии. Пищевым факторам придавали большое значение. В этом случае также попробовали давать в пищу больным печень животных и получили оздоравливающий эффект. Ефремов совершенно точно предположил наличие в препаратах печени «фактора против малокровия». Так, собственно, родилось первое имя витамина.

В 1931 году англичанин Уилс, работавший в Индии, заметил, что люди, заболевшие тропической макроцитарной анемией, которая как две капли воды была похожа на болезнь, описанную Ефремовым (огромные эритроциты в крови при общем сниженном количестве), излечивались экстрактами печени. Появилось второе название – «антианемический фактор». Там же, в Индии, группа ученых столкнулась с заболеванием крови у лабораторных обезьян. Не догадываясь о существовании исследований Уилса, а тем более какого-то русского, а может просто игнорируя их (в науке такое бывает, все-таки приоритеты!), они также попробовали экстракт печени – получилось. Отсюда третье название – «витамин М» (monkey – обезьяна, англ.). Продержалось оно недолго. В 1938 году следующая группа биохимиков установила, что для роста цыплят необходим какой-то пищевой фактор, присутствовавший в дрожжах и люцерне. Хотя сам фактор они не выделили, но, стараясь «застолбить территорию», предложили собственное название. Так родилось еще одно имя – витамин «Вс» (chicken – цыпленок, англ.). Вскоре установили, что подобный фактор содержат листья шпината и петрушки – естественно появилось очередное название – фолиевая кислота (folium – лист, лат.).

Химическая природа всех этих факторов и витаминов оставалась загадкой, что вносило путаницу и значительно затрудняло анализ результатов, полученных на разных животных. Только в 1946 году химик Ангер, используя результаты исследований веществ, окрашивающих крылья бабочек, успешно расшифровал химическую структуру витамина. Чтобы выделить первые 23 мг витамина, понадобилась тонна печени. Оказалось, что все исследователи приведенных выше факторов, говорили и изучали одно и то же вещество. И хотя в литературе оно еще долго фигурировало под разными именами, до наших дней дожили три – витамин В9, Вс и фолиевая кислота – собственно, последнее стало его основным названием.

Звезда витаминологии

Научные исследования долго не выходили за пределы изучения нового витамина в профилактике анемий. Пока, наконец, в 1969 году не появилась «революционная» работа К. Мак-Килли. Интерес к его персоне позволил открыть доселе неизвестные стороны его деятельности в организме. Сейчас это самый «популярный» витамин в научной литературе. Звезда! Серенький аутсайдер заставил по-новому взглянуть на класс биологических веществ под названием «витамины».

Оказалось, что он незаменимый поставщик «кирпичиков» для строительства ДНК. Что это значит для организма? От гибели при его отсутствии, как это, например, происходит, когда мы принимаем сульфаниламиды – у напавших на нас микробов это лекарство блокирует синтез фолиевой кислоты, что, в свою очередь, прекращает рождение новых бактерий, а без перевеса в поголовье «микробья морда» воевать не может – защитные силы организма берут верх и... победа, выздоровление. По такому же принципу ученые ведут поиск и противораковых препаратов, используя антивитамины В9. Имеются впечатляющие успехи, и работы продолжаются.

Но... Другая сторона медали – это все тот же вопрос – а зачем нам витамины? Вопрос хорош. Надеюсь, что получится и ответ. Стоит напомнить, что ДНК есть и у нас в ядрах клеток. В каждой из 70 триллионов наших милых, любимых – Я. За исключением красных кровяных клеток – эритроцитов. Чтобы лучше выполнять свою функцию переноса кислорода по сосудам наших тканей, эти мужественные клетки специально теряют ядро, обрекая себя на «бездетность». Прямо целибат какой-то. Так вот, при недостатке витамина в пище нарушение нормального деления клеток в организме гарантировано. В тяжелых случаях – это малокровие (анемия) и значительное падение количества белых (защитных) клеток крови. А это – ослабление иммунитета, активизация инфекций, ухудшение заживляющих и восстановительных процессов. Ослабленная защитная система может «просмотреть» появление раковых клеток.

В начале девяностых годов прошлого века, после длительных экспериментов и наблюдений ученые пришли к выводу, что недостаток фолиевой кислоты служит причиной многих пороков развития плода. Кроме того, у беременных повышается опасность осложнений – выкидыши, рождение недоношенного ребенка, послеродовая депрессия. Риск этого очень велик, так как недостаток витамина В9 испытывают 80-95% беременных.

Сильные люди – это...

Американец Б.Т. Зу проанализировал огромный материал последних научных исследований по фолиевой кислоте и пришел к выводу, что ведущим патогенным фактором при ее недостатке является повышенный уровень гомоцистеиновой кислоты, результат нарушения метаболизма аминокислоты метионина. Далее следуют проблемы, вызванные нарушением распада катехоламинов – гормонов стресса, что «затягивает», удлиняет их патогенное действие на органы и ткани. То же происходит и с женскими половыми гормонами – недостаток В9 затрудняет их превращение в неактивную форму, легко удаляемую из организма. А их повышенный уровень неблагоприятно сказывается на здоровье женщины – это мастопатии, фибромиомы, аплазии и даже рак.

Совместно с витамином В6 фолиевая кислота участвует в синтезе нейромедиаторов и, следовательно, определяет многие функции мозга. От сонливости – до тяжелых умственных нарушений. Например, у пожилых людей ее недостаток ведет к старческому слабоумию, тогда как дополнительный прием витамина значительно улучшает умственную деятельность. Можно, конечно, махнуть рукой на витамины. Но это можно делать лишь в том случае, если вы уж очень не дружите с головой. В научной литературе полно сообщений о значительном дефиците витамина при эпилепсии, маниях, шизофрении. Даже прием антидепрессантов на фоне недостатка фолиевой кислоты в пище дает лишь незначительный лечебный эффект. Тогда как прием витамина при депрессиях (50 мг в сутки), по мнению американского психиатра М.Фава, действует столь же эффективно, как многие популярные лекарственные препараты.

Витамин Цезаря

При подготовке статьи натолкнулся на выражение одного американского нейрофизиолога: «фолиевая кислота и тиамин – это витамины радости». Действительно. Волшебница природа по одной ей ведомой причине поместила В9 в ключевые точки синтеза нейромедиаторов серотонина и норадреналина, которые участвуют в формировании хорошего настроения, способности восхищаться, формируют чувство уверенности в себе, радость, оптимизм. Римский император Юлий Цезарь отбирал в свою личную охрану бойцов, которые при виде неожиданно появившегося льва краснели. Сам того не зная, он выбирал тех, у кого активно вырабатывается... норадреналин. Такие в стрессовой ситуации не «теряли голову», могли хладнокровно оценить ситуацию и действовали смело и решительно. «Адреналинщики» от такой императорской «шутки» обычно бледнели, терялись, паниковали либо снопами падали в обморок. Ну, как вам легенда о В9!

Кстати, может быть поэтому, а может потому, что фолиевая кислота повышает либидо, – во всех травниках шпинат и петрушку предписывали как приворотные травы.

Но природа – хитра. Создала витамин крайне нестойким. Он разрушается на свету, при нагревании, в присутствии кислорода. Даже грибки, поселившись у человека, вырабатывают специальные вещества, блокирующие витамин – такая вот «холодная» война не на жисть! Хотя он и синтезируется микрофлорой кишечника, но лишь в небольших количествах – «тильки для сэбе». Все это, плюс плохая всасываемость в кишечнике – делает распространенность недостатка витамина самой значительной.

И в конце, как всегда, немного для размышления – сколько чего нам надо съесть, чтобы получить суточную норму чертовски важной и столь же неуловимой фолиевой кислоты (всего каких-то 2 мг, по новым данным). Дрожжей – 400 г, печени – 800 г, гречки – 6 кг, овсянки – 6,5 кг, фасоли – 2 кг, кур – 30 кг, сосисок – 50 кг, колбасы докторской – 100 кг и закусить это 200 кг яблок. Приятного аппетита! До встречи.

Александр НАУМОВ, кандидат медицинских наук

Назад