Мифы Авторынок Гостевая Редакция Контакт Архив

№ 271 от 17.04.2003  

Время местное

Черепа на деревьях

По Гродно ходят слухи о человеческих костях и черепах, которые десятками и сотнями выкапывают экскаваторы, работающие на реконструкции стадиона «Неман». Грунт с тем, что когда-то было людьми, развозят по всему городу, сваливают в котлованы, им засыпают строительные площадки.

Одиночные захоронения обнаруживают сегодня там, где когда-то уже велись работы в начале 60-х. Людские останки, уложенные рядами, находили этой зимой, когда готовили территорию для установки современных трибун.

О том, что до 1949 года на месте нынешнего стадиона было Новое еврейское кладбище, помнят немногие. Там хоронили евреев, умерших и расстрелянных в двух гродненских гетто. Хоронили и в послевоенное время тех, кого пощадило военное лихолетье, кто выжил чудом, избежав расстрелов и крематориев, кто прошел ужас концлагерей и умер от болезней и горя. Там лежали гродненцы.

Потом кладбище закрыли. А через некоторое время его уничтожили, пустили под ножи бульдозеров старые и новые памятники, сравняли с землей могильные холмы. Жители из близлежащих домов растащили отесанные камни на хозпостройки. Ими укрепляли каменицы, мостили дорожки, выкладывали ступеньки. До 1984 года постамент с Лениным на одноименной площади в Гродно был украшен гранитными плитами со стертыми еврейскими именами. Не побрезговала власть. Уж больно солидно они смотрелись со стороны. А на уничтоженном большевиками кладбище в 1963 году построили стадион «Красное знамя» – так он тогда назывался.

Ничто на земле не проходит бесследно. Знание об этом преступлении не исчезло, оно дошло до нашего времени. Нынешние местные идеологи из исполкомов обязаны позаботиться о знаке памяти еврейской общине города Гродно, уничтоженной в огне Холокоста, с установкой которого под разными предлогами они тянут время с 1998 года. На это не требуются бюджетные средства, а только лишь добрая воля не потерявших совесть людей.

А пока мальчишки развешивают на деревьях найденные черепа и приносят домой темно-красные кости. И так сложно объяснять им, что тревожить прах предков – это варварство.

Наталья МАКУШИНА

Назад