Мифы Авторынок Гостевая Редакция Контакт Архив

№ 271 от 17.04.2003  

В войсках по-прежнему: учатся воевать

Группа гродненских журналистов побывала на прошлой неделе в гостях у артиллеристов 6-ой механизированной бригады в учебном центре «Криничное». Там же был проведен брифинг по теме: «Организация боевой подготовки подразделений и воинских частей Западного оперативного командования в период проведения полевого выхода».

Не глядя на то, что журналист негосударственной газеты не частый гость в воинских частях, военные встретили доброжелательно. Общение началось с своеобразной политинформации: нам прочитали лекцию о ходе операции коалиционных войск в Ираке. За неделю данные устарели, разве что пояснение о том, почему Беларусь – единственная из стран СНГ – открыто осудила действия США и Великобритании. По словам полковника Шарандина, операция вызвала огромные потери среди мирного населения и была развязана вопреки мнению ООН. Беларусь, как известно, – член ООН со дня ее основания и не может мириться с подобными действиями.

Белорусский солдат – уже не советский, но...

Жизнь солдата знакома не понаслышке. Самому когда-то приходилось выезжать в зимние лагеря, стрелять из автомата, жить в палатке, умываться по утрам снегом. Это было еще в советской армии. Все это в прошлом. У белорусских солдат внешне все похоже. Но, в то же время, немножко по-другому. Кажется, поновее палатки, поприличнее столовая. Полковник Александр Мантур, командир 350-ой группы артиллерии 6 гвардейской бригады, не без гордости рассказывает, что отправил солдат на боевые позиции еще и с бутербродами, поскольку в части есть подсобное хозяйство, за счет которого в более сложных условиях можно подкормить защитников отечества. Кстати, бутерброд довелось попробовать: кусок сала с хлебом под мокрым снегом и холодным ветром, поверьте, не лишняя поддержка для молодого организма. Кухня тоже отличается от советской. Теперь здесь готовят не срочники, а те, кто пришел служить по контракту. Женщина варила гороховый суп, запах от которого расходился в окрестности, молодой человек делал салатик. Они профессионалы, и претензий к ним никаких. Помню, у нас в медпункте фельдшером был парень с Урала – на гражданке он работал токарем на заводе. Правда, картошку по-прежнему чистят солдаты, причем, и за плохое поведение тоже. Это, как в былые времена. Но в белорусской армии они кушают больше мяса, яиц и масла. К тому же, в белорусской армии солдатам дают и сок. Об этом советский военнослужащий срочной службы не мог мечтать даже в праздник.

Постепенно к контрактной службе

В 350-ой группе артиллерии теперь служат почти 20 процентов контрактников, причем, с января тенденция прихода желающих явно увеличилась. Рядом, кстати, стояли палатки, в которых спят именно девушки. Их 22 в части. Оказывается, ничего, привыкли, особых жалоб не высказывают. Офицеры рассказывают, что многих прежде всего устраивают условия. Зарплата составляет около 200 тысяч рублей, к тому же бесплатное питание, обмундирование, медицинское обслуживание... Но все же самое главное в армии – это ее боеспособность. Офицеры не опровергают мнений различных специалистов, будто белорусская армия самая боеспособная в Европе, но подчеркивают, что их умение отмечает не только руководство страны, министр обороны, но и военные наблюдатели из различных стран. Правда, говорят, что новой техники в войсках маловато, а ведь известно, что белорусские ученые разработали образцы вооружения, которого нет ни в одной армии мира. Но оно только на выставках в далеких странах, продается за валюту. Не заметив этого, офицеры высказали упрек и по поводу своей формы. Говорят, что ее образец разработали белорусские модельеры. Так вот, практически во всех армиях стран СНГ носят подобную форму, только у белорусов она из материала наиболее низкого качества.

Есть и еще проблемы у белорусских офицеров: жилищный вопрос. На сегодняшний день в гарнизоне более 600 офицеров и прапорщиков не обеспечены жильем. Эти проблемы пытаются решать путем организации ЖСК, изысканием служебных квартир, переоборудованием бывших казарм, но вопрос по-прежнему остается нерешенным.

Солдату всегда снится дом

На позициях еще царила тишина. Солдаты и офицеры только вывели технику, что-то осматривали, делали, рассчитывали, готовились, на следующий день у них должны были начаться стрельбы.19-летний Алексей из Поречья, который служит уже более года, рассказал, что в армии можно, в принципе, жить, и домой его отпускают практически один раз в месяц, но дембеля ждет с нетерпением. Его сослуживец из Березы пока не совсем уверен – побуду, говорит, на гражданке чуток – а там, может, и вернусь. Они не жалуются на службу. Когда сам носил солдатские сапоги, понимаешь, что и жаловаться как будто неловко.

Уже прощаясь, офицеры просили журналистов об одном, чтобы донесли до читателей главную мысль: армия у нас – часть нашего народа и в любых условиях будет его защищать, кто бы чего не говорил.

Надеюсь, этого и объяснять никому не надо, и, как пелось в старой советской песне: «вы служите, мы вас подождем».

Михаил КАРНЕВИЧ

Назад