А бывает смех сквозь слезы. Да, это наш с вами смех, смех нашего суетного времени. В общем, смех бывает разный. И вспомните: «...мир выжил, потому что смеялся»; «...человечество, смеясь, расстается со своим прошлым». Словом, смех, да и только.
– Святослав, в каком возрасте вы начали выступать на сцене?
– Уже в 11 лет у меня был свой номер, поставленный папой (он работал худруком Воронежской областной филармонии), я изображал маленького мальчика-фокусника, причем, фокусы были настоящие, и у меня даже была своя ассистентка – девушка под два метра ростом. Я даже не видел ее лица и боялся запутаться в ее ногах. Этим номером я стал зарабатывать целых 2 рубля 50 копеек, советскими за выступление! В институтские годы мне тоже отдыхать было некогда – я играл в Воронежском драмтеатре, в основном, героев-любовников, хотя я, надеюсь, актер разноплановый.
– Но основные события наверняка развивались в Москве?
– Как-то по телевизору увидел «Смехопанораму», которая только создавалась на ОРТ. Тогда я решил приехать в Москву, к Евгению Петросяну, и показать, что умею. Пришел, показал номер. Он сказал: «Смешно. Я сниму тебя в «Смехопанораме». Вот и все. Затем я стал сотрудничать с Управлением культуры ЮВАО. Очень благодарен им за поддержку. Первое мое концертное выступление в Москве состоялось в парке «Кузьминки» в 1995 году, в День города.
– Может быть, мне показалось, но вы сами ни разу не улыбнулись на сцене... Это как-то объясняется?
– У меня действительно не смешная внешность, и я как бы не собираюсь следовать примеру артиста, который придумывает себе дурную маску и в этой маске живет не только на сцене, но даже в жизни. Я такой, какой есть.
– И все же, какой вы в жизни? Может, грустный?
– Нет, я не грустный, наоборот, я счастливый. Но это счастье внутри меня, я его не выставляю напоказ. Счастье как раз заключается в умиротворении человека, когда он не реагирует очень сильно на горе и также спокойно переносит счастливые минуты жизни. Знаете, когда океан спокоен, наступает штиль – это самая прекрасная погода. И всегда в это время настроение эйфории внутренней. И это, поверьте, самое лучшее состояние.
На самом деле в жизни я – человек более интересный, чем на сцене. Поскольку в обычной жизни я так же шучу, как и на сцене, кроме этого пишу стихи, играю на гитаре, без алкоголя могу в компании поднять кому угодно настроение, изучаю философию, много читал религиозных писаний. А в одном своем концерте я не могу показать всех своих граней.
– У вас есть какие-либо запретные темы?
– К сожалению, мы живем во время невоспитанных людей, и в моде какие-то похабные шутки. Многие артисты и авторы, к сожалению, скатились до того, чтобы брать пошлые анекдоты из Интернета и ими развлекать. При этом – никакого творчества. Зритель пока не догадывается, но скоро догадается, что ему за деньги рассказывают анекдот из Интернета. Я стараюсь этого избежать.
– Насколько я понял – вы родились в Воронеже, а кем стали бы, если бы не увлекло ремесло пародиста?
– Не представляю. Я больше ничего не умею делать.
– Вы впервые в нашем городе?
– Да.
– Как он вам?
– К сожалению, не успел посмотреть. Но когда ехал на машине, мне показали несколько костелов – впечатляет. Жаль, но никогда не успеваю посмотреть города, где бываю, очень сложный график.
– Что, на ваш взгляд, самое главное в юморе?
– Неожиданность. Если шутку знают наизусть – уже смеха нет.
– По-вашему, каким должен быть настоящий шут?
– Мудрым (чтобы отличить порок от добродетели). Смелым – чтобы высмеять порок перед королем, даже если король не настолько умен, чтобы понять и саму шутку, и ее необходимость. Тактичным. Ведь одно и то же можно сказать по-разному.
– А что вы считаете вершиной смешного, вершиной юмора?
– Конечно, анекдот, Иногда набираюсь смелости и пытаюсь придумывать их сам. Вот один, для ваших читателей; «Гаишника спрашивают: «Как вы выбрали профессию?» Он отвечает: «Это наследственное. Отец был рыбак, дед охотник...»
– Тексты вы сами пишете?
– Что-то сам, но основной мой автор – это Алексей Найденов. Ему всего лишь 25 лет. Я считаю, что это самый талантливый автор на сегодняшний день. Если он дальше будет работать, как теперь, то превзойдет всех. Личность необычная. Если вы заметили, в номере про тамаду (это его текст) нет ни одной пошлой шутки, но как веселятся зрители. Кстати, автор живет в монастыре Сознания Кришны и там пишет свои тексты.
– Святослав, насколько мне известно, вы – убежденный вегетарианец? Может, еще кого убедите?
– Да, я уверен, только вегетарианец может чувствовать себя хорошо. Многие мои друзья, пообщавшись со мной, стали вегетарианцами. Один друг даже позвонил на днях: «Слава, я теперь мяса не ем! Только колбасу! Докторскую! Один крахмал...»
– В России у вас достаточно жесткая конкуренция среди пародистов, как вы себя чувствуете в этом плане?
– Я считаю, что все разные, поэтому особо не тягощусь. Помните, как Иисус Христос учил: «Возлюби врага своего...». У каждого человека наверняка есть враг. Но если мы любим наших врагов, значит, у нас их нет. Я и думаю, что у меня нет конкуренции. У них свои залы, у меня свои. Уж если находит какая-нибудь коса на камень, то, возможно, иногда я заслуживаю этого. Разное бывает. Но я думаю об океане, на котором штиль. Человек должен быть умиротворенным.
Михаил КАРНЕВИЧ