Здоровье
Витамин Н (биотин) или кое-что о жадинах...
In vino – veritas (истина в вине) – афоризм на все времена. Складывается впечатление, что не будь этого «напитка богов» – человечество многого бы не досчиталось. За свою многовековую историю оно служило и едой, и бедой, и непременным атрибутом извечной мужской напряженнейшей дилеммы – «Ты меня уважаешь?» О его лекарственных способностях ходят «легенды». На нем делались состояния и ломались судьбы. Его считают источником всех бед. Но все же единственная неоспоримая польза – это мощное финансирование в начале ХХ века научных работ по производству и сохранению... виноматериала. Однако, наука, как и женщина – непредсказуема. Хотели получить локальную выгоду, а на деле профинансировали целые направления развития современной биологии и медицины. Витаминология тому яркое подтверждение.
Яичница для науки
К 1901 году выяснилось, что «кладовая» большинства найденных сейчас необходимых факторов питания – дрожжевая клетка – сама нуждается в каких-то пищевых добавках, поиски которых долгие годы не давали результатов. Этот фактор, который назвали – биос (жизнь, лат.), удалось путем прямо-таки героических усилий выделить лишь в 1935 году. «Героических» – потому что двое немецких биохимиков Кегель и Теннис получили первые 1,1 мг вещества, переработав почти 50000 (!) яичных желтков. При этом каждую новую порцию необходимо было проверять на культуре дрожжей, лишенных, в общем-то, неизвестного фактора роста! Так появился витамин «биос-2» или «биотин». Получивший в научной литературе, правда, оспариваемое название – В7.
В 1930 году независимой группой ученых был найден «фактор R», жизненно необходимый для роста азотфиксирующих бактерий клубеньков клевера.
Несколько ранее, в 1916 году, немецкий биохимик Бетеман заметил, что при кормлении лабораторных крыс свежим яичным белком у них появляются нарушения мышечных функций, поражение кожи и выпадение шерсти. Этих симптомов удавалось избежать, скармливая животным вареный(!) яичный белок. Через десять лет соотечественница ученого – Боас – повторила эти же эксперименты, но в качестве «лекарства» давала крысам дрожжи и печень – что также приводило к выздоровлению. Естественно, начались поиски этого «крысиного фактора», которые в 1939 году увенчались успехом. Полученное вещество назвали «витамин Н», от немецкого haut – кожа. У человека недостаток этого витамина проявлялся дерматитами, предполагалось его участие в развитии экземы и себореи, в связи с чем медики стали употреблять термин – «антисеборейный».
Игра в прятки
Чтобы определить структуру «новорожденного», Поль Джорджи обратился с просьбой к профессору Медицинского колледжа Корнельского университета Винсенту Дю Виньо, специалисту по изучению структуры гормонов (за что, собственно, в 1955 году тот был удостоен Нобелевской премии). Такой шаг был не случаен. В ту пору витамины рассматривали как экзогенные (т.е. внешние) гормоны. Парадокс – понадобилось почти столетие интенсивных научных изысканий, чтобы отчасти вернуться к этой точке зрения.
Просьба привела к неожиданным результатам. В 1940 году они установили, что биотин, фактор R и витамин Н – одно и то же вещество! В 1942 году Дю Виньо расшифровал структуру, а химик Карл Август Фолкерс два года спустя синтезировал витамин искусственно. Обиженные «пионеры» продолжали называть его по-своему, поэтому неразбериха с названиями докатилась до наших дней, остановившись на имени – «биотин».
Есть еще одна интересная тайна в истории изучения витамина Н. Работами Бетемана, кроме Боас, заинтересовался также биохимик Экин. Он же задался целью выяснить, почему сырой белок куриных яиц вызывает такую симптоматику при потреблении. Ученый первоначально даже предполагал наличие в нем... яда! В 1940 году, проведя гигантскую поисковую работу буквально наощупь, он выделил молекулу белка, которая прочно связывала открытый к тому времени биотин.
Из истории КВН
Зря говорят, что ученые – народ скучный. Ничего подобного! Этин назвал свою находку – «жадина»! Причем, название этого белка существует до сих пор – авидин (avidity – жадность, англ.). Название удивительно точное. Мало того, что одна молекула авидина связывает 4 молекулы витамина Н, она его связывает намертво. Разрушить способность белка связывать биотин можно лишь, прокипятив его в течение... часа! Это же какой «крутизны» яйца при этом можно получить! Секрет природы – для чего существует авидин – не разгадан до сих пор! Вот такая жадина. Жадина со всех сторон!
Функции биотина сводятся к переносу и присоединению в составе белковых катализаторов (ферментов) СО2 к определенным молекулам. Этот процесс чрезвычайно важен в углеводном обмене для получения энергии, в жировом – для синтеза жирных кислот (за изучение этого процесса Феодор Линеи в 1964 году был удостоен Нобелевской премии по медицине). Этот же процесс присоединения СО2 витамин контролирует в реакциях обмена аминокислот, нуклеиновых кислот и других биологически важных веществ. Отсюда, недостаток витамина – это проявление нарушений в этих реакциях обмена с учетом наследственной специфики каждого индивидуума.
Чаще всего это депигментация кожи (пепельный цвет лица), развитие специфического экзематозного дерматита (воспаления кожи), кожа становится сухой, лоснящейся, с повышенным шелушением. Характерны нервные расстройства, торможение роста и развития. У многих на первый план выходит нарушение синтеза жирных кислот, и тогда явления недостаточности витамина напоминают картину недостатка незаменимых жирных кислот: дерматит, конъюнктивит, выпадение волос, расслоение и ломкость ногтей, нарушения двигательной функции, задержка развития. Превалирование нарушений углеводного и аминокислотного обменов проявляются сонливостью, депрессиями, потерей аппетита, мышечными болями.
Красота изнутри
К счастью, биотин синтезируется нормальной, здоровой микрофлорой кишечника в большом количестве, поэтому считается, что недостатка в нем человек не испытывает. По крайней мере, в норме при полноценном питании выделение биотина с мочой (все-таки водорастворимый витамин) всегда превалирует над полученным с пищей. Но это, как говориться, – в идеале. В жизни этот процесс «коррелируют» дисбактериозы (угнетение нормальной микрофлоры кишечника). Иногда свою лепту вносит авидин. Сладкоежкам следует помнить, что бизе – это «поцелуй»... «жадины»!
Считается, что человеку в день необходимо 150-300 мкг витамина. Обязательно включайте в свой рацион сыры, мясные субпродукты, яичные желтки, пивные дрожжи, кисломолочные продукты, обогащенные бифидодобавками. Мой совет – биотин– это тот редкий случай, когда, чтобы не получить проблем со здоровьем, лучше внимательно заняться возделыванием «грядки» в своем кишечнике. Поверьте – «урожай» вас отблагодарит. Особенно внимательно к этому следует отнестись тем, кто получает антибиотики, либо имеет проблемы с желудочно-кишечным трактом, а также женщинам: для большинства, судя по затратам на косметику, состояние кожи – смысл всей жизни. И слава Богу! – если судить по результатам.
Как это ни странно, сам биотин синтезируется из... жирных кислот, но, являясь водорастворимым, наследует от «родителя» способность легко окисляться радикалами кислорода – это раз, а во вторых – защитой ему служит... витамин Е! Недостаток которого имеет некоторые черты проявления дефицита витамина Н.
В последнее время витамин Н привлек внимание тем, что обнаружились ранее неизвестные лечебные эффекты при введении повышенных доз биотина. Так, употребление 10-20 мг витамина в сутки помогали в эксперименте диабетикам контролировать уровень сахара в крови, снимали симптомы невропатии. Однако это лишь начало работ, хотя, правда, начало многообещающее. До встречи.
А.НАУМОВ, кандидат медицинских наук
|