Мифы Авторынок Гостевая Редакция Контакт Архив

№ 272 от 24.04.2003  

Наши, кровные

Серое кирпичное здание. Во дворике снуют люди в белых халатах и «штатские». Разговор во дворике не совсем обычный. Вполне здоровые молодые мужчины говорят о повышенном и пониженном давлении, пульсе, таблетках и прочих «нездоровых» вещах. Они – доноры крови, многие из них сдают кровь не первый и даже не десятый раз.

Донорство в нашей стране – дело сугубо добровольное, но оплачиваемое – за сдачу одной дозы (425 мл) донор получает две базовые величины, это чуть больше 26 тыс. рублей. Каждую неделю гродненская областная станция переливания крови заготавливает около 200 литров крови. Этого хватает на обслуживание лечебных заведений, но, как говорится, «впритык». Бывает, что в запасах не хватает редкой группы крови, тогда доноров специально вызывают из дома. Кровь может храниться от 20 до 35 дней, плазма – до полугода. Всего в области три такие станции. Помимо гродненской, они есть в Лиде и Слониме.

Описать типичного донора довольно сложно, кровь сдают все – безработные и служащие, рабочие и милиционеры. И порой ими движут разные мотивы: кто-то считает это полезным для здоровья, кому-то нужны деньги, кто-то отшучивается: «крови у меня много, если не сдаю, аж распирает». В последние годы все больше женщин-доноров, сейчас их практически столько же, сколько мужчин. Безработная женщина, просившая не называть ее имя, говорит: «Почему я сдаю кровь? В холодильнике пусто, просто есть нечего, тогда волей-неволей берешься за это дело. Спасаешь жизнь кому-то, а заодно сама себя спасаешь. Как получу деньги, сразу же пойду в магазин за продуктами, хлеба и молока куплю, колбасы вареной». Сергей Нестерик – донор плазмы – первый раз сдал кровь в 18 лет и сдает сейчас регулярно, уже стал почетным донором (для этого нужно сдать кровь 40 раз): «Моя мама тоже почетный донор, еще СССР. Кровь сдаю регулярно и чувствую себя отлично, помню, в первый раз было страшно, но тогда мне только 18 было. А сейчас – нормально...». Нередко доноры прямо в процедурной теряют сознание, но врачи говорят, что людям становится плохо от вида крови, а не от ее потери. «Количество забора крови четко рассчитано, и никакого вреда организму от него нет», – говорит врач Татьяна Осинская. Среди доноров очень много представителей бедных слоев населения, можно наверняка сказать, что для некоторых «боевые сто граммов» – стакан чая и печенье – первый прием пищи за сутки, тогда причина обморока иная...

О своих проблемах врачи говорят неохотно, но видны они, как говорится, невооруженным глазом. Одна из главных проблем – нехватка места. К примеру, в одной комнатушке стоят целых четыре центрифуги. Из-за этого даже двум людям в ней разминуться проблематично. Кстати, видно, что сами центрифуги – старые, как и большая часть всего оборудования. И, само собой, нехватка денег. Денег не хватает на новое оборудование, не хватает на то, чтобы нарастить производство препаратов из крови, ведь донорам нужно платить.

Забор крови происходит в помещениях, с типично больничной стерильной обстановкой. Разве что «пациенты» абсолютно здоровы. Кстати, отбор доноров довольно строгий, кроме документов, нужно иметь справку от участкового терапевта, что ты здоров, результаты флюорографии, а женщинам – справку от гинеколога. Еще один интересный момент – донором может быть только гражданин Беларуси. Работники центра подчеркивают, что вся кровь для переливания – на 100% обследована и безопасна. «Еще очень просим наших доноров не курить хотя бы час до сдачи, ведь никотин всасывается в кровь. Пускай он большей частью распадается, но какая-то доля все равно остается, а потом эта кровь идет больному человеку», – говорит Татьяна Осинская.

Бывает, что в больницу поступает пациент, у которого трудноопределяемая группа крови. Тогда и вызывают лучших специалистов по определению группы крови – врачей-лаборантов из пункта переливания. За годы работы к ночным вызовам уже привыкли

Несмотря на износ оборудования, нехватку денег, что уже стало обычной проблемой для наших медучреждений, гродненский областной пункт переливания крови продолжает работать стабильно. В любое время дня и ночи в пункт переливания крови могут приехать из больницы, где пациенту требуется переливание крови. Нам остается только догадываться, сколько человек было спасено, благодаря работе центра и сколько будет спасено еще.

Д.ЕГОРОВ

Назад