Мифы Авторынок Гостевая Редакция Контакт Архив

№ 274 от 08.05.2003  

Эх, времена...

С приходом долгожданных весенних погод наступили тяжелые времена для белорусских неправительственных организаций.

В прошлом номере «БИ» сообщала об угрозе ликвидации Гродненского областного общественного объединения «Ратуша». Оказалось, что практически одновременно подобная угроза нависла и над барановичским агентством регионального развития «Варута» (за использование на внутренней документации сокращенного названия своей организации) и Молодежным христианско-социальным союзом – за «фальсификацию», по мнению Минюста, документов съездов объединения. Некоторые представители общественных организаций уверенно заявляют, что это политический заказ перед некой большой политической кампанией. Скорее всего, перед очередным референдумом.

То, что такой силовой «наезд» на общественные организации состоялся практически одномоментно, наверняка, является фактом неслучайным. Но еще более убедительными фактами политического «заказа» служат мотивы, по которым хотят прикрыть общественные объединения, являющиеся источниками распространения объективной информации. В преддверии такого события, как референдум; в то время, как рейтинг президента Лукашенко опустился на небывало низкий уровень (в Минске, по ряду независимых источников, он составляет примерно 13%), события выглядят абсолютно естественно. Представьте себе, что основанием для претензий по отношению к «Ратуше» послужило то, что в течение года организация якобы дважды нарушила правила использования, учета и хранения полиграфического оборудования (ризографа «Riso GR 3750»). Гродненское ОО уже получало предупреждение за его использование – то есть, за изготовление печатной продукции (не имея лицензии, там произвели «выпуск печатных изданий в виде книг»). Между тем положение о лицензировании полиграфической деятельности распространяется на субъекты хозяйствования. «Ратуша» же хозяйственной деятельности не ведет. Кстати, черным по белому написано, но ведь писать можно и белым по черному, не так ли?

Зная нашу забывчивую власть, «Ратуша» приняла замечание к сведению и сразу же попыталась получить лицензию. Но всякая наивность имеет свою цену: стоимость подобной лицензии в нашем демократическом государстве составляет около 2500 долларов. Тогда было решено отказаться от самого ризографа – ГООО «Ратуша» в апреле начало процесс по безвозмездной передаче оборудования Гродненскому государственному университету. Однако Минюст оказался проворнее и направил в суд иск о ликвидации организации.

Интересен в этой связи тот факт, что в прошлом году «Ратуша» выпустила справочник общественных объединений Гродно и области совместно с... областным управлением юстиции. На том же ризографе. А теперь, получается, «Ратушу» за такую вот деятельность и закроют. Эх, времена...

Иск к «Варуте» трудно вообще с чем-нибудь соразмерить. Вдумайтесь: за использование на внутренней документации сокращенного названия своей организации. Обычно Минюст за такие действия даже предупреждения не выносит, а «настоятельно рекомендует» устранить недочеты. А тут чуть ли не врагами народа сделали.

Смеяться или плакать? Бог знает. Очевидно лишь то, что мы, как говорил известный герой, – «накануне грандиозного шухера». А перед этим самым «шухером» необходимо провести зачистку идеологического пространства. Идеологию же мы якобы выстроили. Только вот опять нашему народу дурные мысли в голову вбивают, отчего и ослабевает народная поддержка.

Не хочется казаться пессимистом, но то что исчезнут с лица земли белорусские общественные организации, понятно, как белый день. Исчезла же недавно сморгонская независимая газета, потому что не на том гвозде инструкцию пожарной безопасности вешала. Да что там газеты и общественные объединения! В Гродненском областном театре уже спектакли мирового классика закрывают, поскольку его произведение не «на языке Толстого написано». Кстати, очень хороший аргумент используется – все должно быть красиво. Что такое «красиво» разумеется, известно только начальнику управления культуры. Напрашивается банальный вопрос: кто следующий?

Все когда-нибудь изменится и, как говорил один классик, – только после того, как власть поменяется. Но не дают покоя бесовские мысли того же классика: «Жаль только, жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе...»

Ни мне, читатель. Ни тебе! А, может, все поправимо?

Михаил КАРНЕВИЧ

Назад