100 телефонных звонков гродненцам
Фронтовые дороги
На этот раз в нашем традиционном телефонном опросе вы не увидите привычных процентов, которые свидетельствуют о мнении гродненцев на ту или иную тему. На сей раз цель опроса – не выяснить мнение, а услышать семейные истории о тех, кем может и должна гордиться Беларусь и ее народ – участниках Второй мировой. Своих отцах и дедах. Наш телефонный опрос имел целью выяснить, скольких белорусских семей коснулись события Второй мировой войны. И как это ни парадоксально звучит, не было ни одного (!) человека, мимо которого прошли бы события 60-летней давности... Вторая мировая, или как чаще и привычнее называют ее у нас – Великая Отечественная – вошла в каждый белорусский дом, прошла по хуторам, деревням, поселкам и городам, сея горе и смерть. Разрушая семьи. Без вести унося солдат... В кратеньких рассказах наших респондентов – годы и судьбы.
Вот один из них: «Мой дед с 1921 года был в подполье тут, в Западной Беларуси. Боролся тогда за присоединение к Советам. Жалел, правда, потом, говорил, что ошибался. А когда пришли немцы, его кто-то и «сдал», что он боролся за присоединение к коммунистам. Немцы отправили его в концлагерь, откуда дед бежал. Вернулся домой. Прожил долго, до 86 лет».
Война разбросала белорусов по свету. Кому-то пришлось воевать не только на своей земле, но и на чужбине – в Германии, Польше, Чехии. Даже в Японии. Предлагаем нашим читателям в этот победный день – 9 мая – несколько небольших историй, которыми поделились с нами гродненцы.
Я знаю, что мой дед принимал участие в Финской войне, тогда и погиб. Я его никогда не видел. Второй дед погиб где-то в Польше, в конце войны. Знаю, что бабушка моя помогала партизанам... За Индурой тогда жили. Мама тогда подростком еще была. Как раз недавно вспоминали случай, как нашу семью хотели расстрелять. Немцам кто-то донес, что бабушка помогала партизанам, пришли немцы, вывели всю семью во двор. Тут подошел еще немец-офицер, что-то сказал тем, другим, и не расстреляли, отпустили.
Мой отец воевал... Был водителем первых «Катюш», у нас сохранилось даже его водительское удостоверение. Потом отца отправили в Японию, в 1946 он вернулся.
Мой дед прошел всю войну, от самого начала до Берлина дошел, а домой вернулся только в 47-ом году. После войны он оставался в Берлине, отстраивал его.
Мой дедушка Николай партизанил на Гродненщине, возле Новогрудка. Все, что известно – он попал в плен к немцам, пробовал бежать, но неудачно. В плену и погиб.
Мой дедушка пропал в 1939-ом году. Он работал на железной дороге, повез груз в Польшу, древесину, вроде бы. Там он и пропал, не вернулся. Бабушка осталась с детьми. Во время бомбежек дом разрушили, бабушка с детьми перебралась в землянку. Рассказывала, как тяжело жилось, как воду замерзшую топором рубили, как сначала картошку мерзлую ели, а потом и очистки варили... Говорила, как тяжело было. А дед так и не вернулся.
Я был тогда ребенком. Знаю, что мой отец погиб в Польше, недалеко от Гдыни. Он был 1902 года рождения. До сих пор не решен толком вопрос с захоронением, переписываемся с министерством обороны в Москве.
Мой отец в десять лет был в партизанском отряде, а его мать, моя бабушка, была в отряде связной. Жилось тогда очень тяжело...
Дедушка был в концлагере в Кенигсберге, потом бежал оттуда, скрывался от немцев по лесам, добирался домой. Немцы его пытались поймать, пустили по следу собак. Дед рассказывал, что от одной сумел как-то отбиться, другую – зарезал. Израненный, он дошел до своего дома в Волковысском районе.
Многие наши современники так и не увидели своего деда, прадеда, а кто-то – и отца. И причина тому – война, отгремевшая в середине прошлого века. А те, кому повезло, кто даже сегодня, в веке новом, 21-ом, живет рядом с близкими, пережившими самую страшную войну в истории человечества, зачастую не находят времени просто посидеть рядом, поговорить, узнать, чтобы потом рассказать своим детям и внукам. Люди не могут жить без прошлого хотя бы по одной элементарной причине – дабы грамотно строить будущее. Время уходит, уходят из жизни наши ветераны. Задержите на минуту уходящую эпоху, поговорите со свом дедом...
Д.ЕГОРОВ
|