Наступление на частные перевозки путем «совершенствования организации» ведется государством давно и успешно. Были изданы новые Правила перевозок в РБ, которые регламентируют работу частных такси и маршруток. Опубликованы Постановления Министерства транспорта Республики Беларусь, издан ряд нормативных актов, регулирующих частный извоз пассажиров. 4-й президентский Декрет установил повышенную ставку единого налога на услуги по перевозкам. 3-й президентский Декрет обязал заплатить за социальное страхование. Сегодня в Парламенте рассматривается вопрос об обязательной гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами. Само собой, в денежном выражении, которое становится итогом любого документа «по совершенствованию».
Перл местного нормотворчества
Решение Гродненского горисполкома обязывает маршрутника подписать договор с автопарком №1. Заметим, с конкурирующей государственной организацией, которая, согласно антимонопольному законодательству, является таким же субъектом хозяйствования, как любой индивидуальный предприниматель.
Но, очевидно, автопарк равнее равных, потому что в случае отказа конкурсный комитет горисполкома грозит отменой отдельным ИП ранее утвержденного маршрута. Поэтому, согласно договору, владелец микроавтобуса, – выигравший конкурс на маршрут, «добровольно» пожертвовав в городской бюджет сумму от одной до двух тысяч евро (!), используя личный автотранспорт, зачастую купленный в долг и прошедший небесплатный техосмотр, заплативший за лицензию, кассовый аппарат, налог вперед на месяц, оплачивающий из своего кармана ремонт и расходы на горючее, собственное социальное страхование, а также страховку автомобиля – так вот, этот самый частник должен ежедневно выплачивать автокомбинату энную сумму за проверку «технического состояния используемого транспортного средства». За это в купленном за деньги частника путевом листе (реквизиты которого не имеют никакого отношения к внутригородским перевозкам) всего за несколько сотен рублей механик автопарка, фамилия которого в путевом листе не значится, проставит некую закорюку о том, что оный осмотр пройден. Там же отметка-инкогнито медсестры о состоянии здоровья водителя. Там же еще одна закорюка неведомого диспетчера, подмахнувшего сей путевой документ, как Штирлиц - «левой рукой и по-французски». Плюс еще пять иероглифов, означающих, что транспорт частника к извозу пассажиров готов. Причем ответственность за все, что может случиться на маршруте, целиком лежит только на водителе, так как любой юрист скажет, что бумажка без печати с закорючкой вместо фамилий недействительна.
Договор дороже денег
Частные «водилы» поступили как те нормальные герои, которые всегда идут в обход. Сначала подписали договор, а когда вникли – изумились.
Вчитайтесь в строки договора: «Оператор» (то бишь автокомбинат) поручает, а «перевозчик» (владелец маршрутки) принимает на себя обязательства. «Оператор» контролирует, а «перевозчик обязан обеспечить. «Оператор» управляет, а «перевозчик» соблюдает. «Оператор» имеет право, а «перевозчик» обязан.
Да знают ли в горисполкоме, принявшем решение о вменении функций контроля за частным маршрутным такси автокомбинату №1, что это предприятие давно работает в убыток себе и государству? Не рациональней ли было бы его приватизировать и передать функции управления этого субъекта бесхозяйствования людям, которые поведут дело с толком? В конце концов, в Америке частными бывают даже тюрьмы.
Не умеет государственное предприятие зарабатывать деньги? Какой расчет содержать бесхозяйственный субъект за счет грабежа частника?
Страшная экономическая тайна кроется за необходимостью повышать цены на билеты в переполненном городском гостранспорте, перевозящем тысячи и тысячи гродненцев. Умножьте их число на цену билета в 200 руб. Кого кормят деньги пассажиров? Сколько на самом деле идет на обновление авто– и троллейбусного парка? И почему частному маршрутному такси, вмещающему всего десяток пассажиров и как трудяга-муравей снующему по городу туда-сюда, выгодно свои цены (500 руб.) не повышать?
Своим бездумным (или хорошо продуманным?) решением горисполком поддерживает дышащий на ладан автокомбинат и подталкивает частный извоз к увеличению стоимости проезда. А расчетливый частник отлично соображает: лучше дешевле, да больше пассажиров. Как сказал бы мой зять-капиталист, – конкуренция! В ее условиях слабый отодвигается в сторону.
Но до сих пор в вечном строю политэкономия социализма, отличие которой от капиталистической нам вдалбливали в голову на журфаке. Единственное, что осталось в памяти, что она «кладет конец чему-то там».
И теперь я понимаю чему. Сильному, жизнеспособному частнику, который уверенно завоевывает рынок услуг и перевозит пассажиров быстро, вежливо и недорого. Причем приговор живучему конкуренту от имени государства приводится в исполнение самым жестким образом – с использованием рычагов местной власти, лицемерно декларирующей поддержку предпринимательской инициативы, а на самом деле убивающей ее под соусом «о совершенствовании организации». Предпринимателей, а заодно и нас с вами, убеждают, что пользы от них – всего ничего, словно и нет этой внушительной суммы в рублях, которую они выплачивают в кассы выдающих сертификаты и лицензии, проводящих проверки и осмотры, дающих разрешения и предписания, руководящих, управляющих, дозволяющих, корректирующих, контролирующих, приостанавливающих и ликвидирующих.
Вместе тесно, а врозь невозможно
С частником и нашим государством все ясно. Не справляется государство ни с чем: ни с производством, ни с сельским хозяйством, ни с перевозками, ни с пошивом башмаков. А кормить госаппарат надо. Он хочет сытно есть и пить, и не особенно утруждая себя экономическими расчетами и выкладками, действует решительно и бесцеремонно.
В последнее время появились десятки документов, наделяющих особыми полномочиями ничем не выделяющиеся и не блистающие в хозяйственных делах государственные организации, чтобы те стригли купоны на выполнении контролирующих функций над частником. Бездумно сокращаются штаты в управлениях по предпринимательству, призванные способствовать его развитию, а Минторг «упорядочивает» конкурентоспособную частную торговлю, приводя ее «в соответствие». Министерство информации зорко следит за конкурентоспособной негосударственной прессой, закрывая частные СМИ после двух замечаний. Министерство транспорта берет под контроль конкурента – частный извоз, да так ловко, что государственные перевозчики не только не остаются в накладе, но и зашибают деньгу на упомянутом контроле. Некорректное соревнование. Нечестное.
Оно проводится государством исключительно из соображений заботы о нас – потребителях. Госконтроль от нашего имени превращается в обычный пресс, от давления которого страдает не только предприниматель, но и мы, читающие частные газеты, щеголяющие в пошитых частником штанах и разъезжающие на частных маршрутках. Но выбор должен оставаться за нами, нам рублем голосовать «за» или «против». Как сказал бы мой зять-капиталист, – конкуренция!
Наталья МАКУШИНА