Мифы Авторынок Гостевая Редакция Контакт Архив

№ 278 от 05.06.2003  

Когда в поле Jonn Deere, белорус отдыхает

Уже несколько лет на полях нашей Беларуси, в том числе в Гродненской области, работают тракторы, комбайны и другая сельскохозяйственная техника известной американской фирмы Jonn Deere.

Сегодня в гостях у «БИ» представитель литовской фирмы «C. OLSEN BALTIC» в нашей области Римантас Гагас.

– Римантас, скажите пожалуйста, что подвигло вашу фирму прийти в Беларусь. Ведь именно здесь производство сельскохозяйственной техники наиболее развито в странах СНГ? Неужели рынок позволяет вашей фирме развиваться?

– Так получилось, что я лично работаю в Беларуси с 1996 года. У меня тогда был другой бизнес. Но местные председатели сельхозпредприятий не раз обращались за помощью – найти для их хозяйств в Литве хотя бы бывшие в употреблении зерноуборочные комбайны. С этого все и началось. Я побеседовал с сотрудниками фирмы «C.OLSEN BALTIC» в Литве, которая являлась уже на то время официальным представителем Jonn Deere. Привез сюда буклеты, показал, рассказал, а в 1999 году была заключена первая сделка с хозяйством «Октябрь» Гродненского района. Позже такую технику захотел известный «Прогресс» и так далее.

– Что-то очень долго раскачивались с момента знакомства, три года.

– Да, в принципе, все начиналось не так просто. Но ваших руководителей подкупили не только возможности техники, фирма предоставила еще гарантированное обслуживание, взяла на себя доставку запчастей, сервисное обслуживание. Теперь уже создано совместное белорусско-литовское предприятие «Белагробалтик», которое этим занимается. Руководители белорусских хозяйств подошли к этому моменту более чем ответственно, с плеча не рубили, поэтому – медленно, но уверенно. И, кстати, претензий к нам тоже нет. Работаем по западным меркам.

– Помню, как в конце 90-х наши СМИ восхищались новыми тракторами и комбайнами Jonn Deere, на которых установлены даже компьютеры. Техника действительно так современна?

– Знаете, если человек работает с техникой, надеюсь, он меня поймет: Jonn Deere – это та техника, которая действительно предназначена для человека. Люди, которые ее создавали, в первую очередь думали о тех, кто на ней будет работать.

Потом, она высокопроизводительная и надежная в эксплуатации. Ее нужно «запрягать» с расчетом, чтобы она работала 24 часа в сутки. Человек же, отработавший свои восемь часов, выходит из кабины и практически не чувствует себя уставшим. В кабине создано все так, чтобы было комфортно работать: борткомпьютер, кондиционер, магнитола, холодильник и прочее. Тот, кто сегодня работает на этой технике, подтвердит мои слова. Я лишь скажу, что видел в гродненских хозяйствах людей, которые работают в белой рубашке.

– Без галстука?

– Говорят, что просто нет привычки носить галстук. Но, думаю, галстук не главное.

– Если все же вернуться к производительности Jonn Deere, как ее можно сравнить с той техникой, которая работает сегодня на белорусских полях?

– Один зерноуборочный комбайн, в принципе, заменяет, как минимум, три «Дона». Его потери составляют 1,5 процента, в то время как у Дона – 10-15 процентов. Расход топлива Jonn Deere на процентов 30 меньше. Вот и смотрите, считайте. Кстати, примерно такое соотношение и по тракторам.

– Как восприняли в наших хозяйствах новую технику?

– Она сразу же зарекомендовала себя в Гродненском районе. Начали приобретать в других районах области, а позже – и в других областях. Думаю, что белорусские специалисты оценили ее по достоинству.

– Не знаю, как по отношению к сельскохозяйственной технике, но что касается легковых автомобилей, у нас говорят так: поездив на иномарке, на советскую больше не сяду.

– Я прекрасно понимаю, что любой белорус будет отстаивать прежде всего свою марку. И должен заметить, что трактор МТЗ – это большой трудяжка. Но, что касается класса машины, объективно его характеристики и возможности гораздо ниже Jonn Deere. И потом, надежность этой марки признана во всем мире. Вот хотя бы такой факт: фирма уже многие годы не тратит ни цента на рекламу. Достаточно марки – Jonn Deere.

– Но «Беларусь»-то дешевле?

– Да, дешевле. Процентов на 40-50. Однако человеку удобнее, комфортнее работать в нашем тракторе. Поверьте, это много значит. Белорусские механизаторы сами говорят: нельзя сравнивать эту технику, она очень разная. И потом, ее меньше нужно для хозяйства, она больше успевает сделать с меньшими затратами. Руководители ваших хозяйств, кстати, тоже умеют хорошо считать деньги, я убедился.

– Это все хорошо, но белорусские поля имеют свою определенную специфику: у нас очень много камней, любой технике тяжело работать на наших полях.

– Должен заметить, что к трактору это отношения совсем не имеет. Комбайны же так приспособлены, что эти камни сами выпадают. Все рассчитано и учтено. Пожалуй, одна из проблем существует для плугов, впрочем, как и для белорусских, на полях действительно очень часто встречаются валуны. Но ничего лучшего для ваших полей в мире пока никто не придумал.

– Римантас, а как приходится сотрудничать с нашими хозяйствами в том плане, что практически все переживают не самые лучшие финансовые времена. Они способны покупать вашу технику, при этом расплачиваясь деньгами, ведь, наверняка, ваша фирма в залог под будущий урожай ничего не дает?

– Слава Богу, но ваши хозяйства пока слово держат. Правда, некоторые должники все же есть, как, например, колхоз «Баумана» из Ивьевского района, агрофирма «Можейково» Лидского района. Там долги еще с 2000 года. Мы с пониманием относимся к проблемам ваших хозяйств и надеемся, что это как-то исправится. Эти вопросы на контроле и у областного руководства. Мне хотелось бы думать в данной ситуации о хорошем.

– Кстати, чтобы освоить эту технику, трудов-то особых не надо? И потом, в наших колхозах механизаторы, ох, как любят еще и под мухой порулить на тракторе.

– У вас очень много грамотных специалистов. С этим, думаю, нет проблем. Честно говоря, я всегда с удовольствием смотрю на ваших механизаторов. Правда, есть один нюанс: мало кто знает иностранные языки, а компьютер разговаривает или на английском, или на немецком. Но ваши ребята приспособились и к этому. Они достойны действительно поощрения, прежде всего – материального. Они, в полном смысле слова, специалисты.

– Римантас, вы, наверное, на наших полях видели и последние образцы белорусской техники. Как специалист, что можете об этом сказать?

– Мне бы не хотелось каким-то образом оценивать белорусских производителей, их техника достаточно известная, я когда-то сам работал на «Беларуси». Это был всегда главный трактор на просторах бывшего СССР, по-моему, МТЗ сегодня находится примерно на восьмом месте в мире по производству тракторов. Если эти тракторы покупают, значит, они востребованы. Единственное, как мне кажется, нужно думать и о будущем.

– На одном из последних совещаний по сельскому хозяйству президент Беларуси строго-настрого приказал правительству, чтобы не покупали больше импортную технику, а поддерживали своего производителя. Представителя Jonn Deere это не пугает?

– Мы уже привыкли работать в условиях конкуренции. У президента нормальная позиция, я его понимаю. Только надо сначала заставить своих производителей, чтобы они выпускали машины на уровне мировых стандартов. Мы бы тогда не задумываясь помогали белорусам продавать их технику в другие страны.

Но пока жизнь показывает, что импортная техника лучше, и, естественно, хозяйства по возможности будут приобретать нашу технику. Добавлю, что компания Jonn Deere ежедневно тратит на новые разработки около 2 миллионов долларов. Это и есть рынок, конкуренция, результат.

– Очень даже не пессимистично.

– У нас есть здесь будущее. Я достаточно хорошо знаю ваше сельское хозяйство. Нужно время, все заработает, у вас есть много очень крепких крупнотоварных хозяйств. А за ними будущее.

Беседовал

Михаил КАРНЕВИЧ

Назад