Мифы Авторынок Гостевая Редакция Контакт Архив

№ 280 от 19.06.2003  

22 июня, 62 года тому назад...

В этом году июньская суббота перейдет в воскресенье – 22 числа, как это было в году 1941-м, когда гитлеровские войска нарушили государственный рубеж СССР - его западную границу. В тихую летнюю ночь тысячи солдат Красной армии приняли на себя первый удар. Сколько же их, погибших – известных и безымянных, ушедших в небытие...

Августовский канал, Сопоцкин, Карбышевские форты, Гожа, Лососно, Солы, Неман, – здесь было начало войны, и в первые минуты фашистского нашествия земля и вода Гродненщины приняли кровь ее защитников. О тех, на чью долю выпали тяжелые бои, кто выжил и исчез бесследно в дни июня 1941 года, написано много строк. Знание о живых и погибших, пропавших без вести и расстрелянных не может уйти от нас, потому что книга памяти продолжает открывать свои новые страницы.

Труд летописца первых сражений под Гродно – Ираиды Ефимовны Макеевой, председателя Совета ветеранов-участников боев на Гродненщине, сам по себе достоин отдельной книги.

В Гродно Ирочка Макеева попала на следующий день после его освобождения – 17 июля 1944 года. До этого работала учительницей в Пензенской области. После многочисленных просьб отправить ее на фронт (воевали отец, трое братьев и сестра), Ирина получила от военкомата направление в Беларусь – восстанавливать работу школ, детских домов и площадок – беспризорных ребят было тогда великое множество.

Именно в Беларусь, и именно в Гродно тянуло огромное желание узнать о судьбе брата Саши и сестры Лиды, которых судьба забросила в предвоенный наш город. Сестра – врач, работала в госпитале на улице Дзержинского. От брата Александра последнее письмо было отправлено 5 июня 41-го с Карбышевских фортов из части, расположенной от германской границы всего в 2-х километрах. В первые дни войны и Саша, и Лида пропали без вести.

О том, как жил Гродненский укрепрайон под Сопоцкином накануне войны, мы узнаем из письма красноармейца Александра, которое семья Макеевых получила 22 июня: «Пограничная жизнь полна неожиданностей и происшествий. Не проходит дня, чтобы чего-нибудь не случилось. Ночью с 3 на 4 июня перешел границу взвод с целью совершения диверсий, но был задержан. Не так давно был похищен часовой, которого потом нашли повешенным на дереве, раздетым донага и со штыком в груди. Была также задержана группа бандитов – около 25 человек, пытавшихся перейти границу. И так почти ежедневно – не одно, то другое...»

С 1946 года Ираида Ефимовна Макеева ведет активную работу по поиску своих родных. С этого времени начинает отсчет ее подвижнический труд по восстановлению имен участников боев на Гродненщине 1941-1944 годов.

Через ее руки прошли тысячи писем и документов, созданы два музея – в Гродно и Бухенвальде, восстановлены имена погибших и безвестно пропавших. Оставшиеся в живых «ребята» каждый год приезжают к ней, чтобы помянуть тех, кто остался лежать в Гродненской земле. И с каждым годом их, «ребят», становится все меньше.

Усилиями Макеевой издано 11 книг воспоминаний о боях под Гродно. В них то, что не прочтешь ни в каких учебниках истории – судьбы очевидцев первых часов войны, их трагические рассказы. .

А своих братьев и сестру она нашла. Через службу Всесоюзного розыска и Швейцарский Красный крест стала известна ей судьба родных людей. Владимир – старший – погиб. Получили похоронку и на брата Станислава. Но через 35 лет поисков Ираида встретилась с ним в Курске. Сестра Лида прошла через огонь двух войн – Отечественной и японской, сейчас живет на Украине. Саша в январе 1942-го был сожжен в крематории концлагеря Бухенвальд. Поэтому в бухенвальдском музее есть экспозиция, посвященная участнику боев за Гродно в 1941 году Александру Макееву. 10 писем красноармейца Макеева бережно хранит в своем архиве Ираида Ефимовна.

Готовится к изданию очередная – 12-ая книга-документ. Новые свидетельства участников гродненских событий будут опубликованы в ней, и новые имена, восстановленные из небытия. И места захоронений участников боев на Гродненщине, и памятники погибшим – бесценные свидетельства об ушедшей в историю 2-й мировой войне.

Страницы из новой книги Ираиды Ефимовны Макеевой с рабочим названием «Отцы и дети из 41-го. Часть 2-ая»

Отрывок из воспоминаний Николая Никаноровича Скворцова, подполковника в отставке, участника боев за Гродно в 1941 году.

Служба проходила в 109 отдельном батальоне связи 17 стрелковой дивизии с 1939 года.

В начале июня 1941 года полк из Полоцка пешеходным маршем направлен на Запад в район Гродно на войсковое учение.

21 июня батальон связи расположился в палаточном лагере в непосредственной близости от государственной границы. У каждого бойца по 15 холостых винтовочных патронов, учебные гранаты и мишени.

22 июня, едва забрезжил рассвет, немцы начали артподготовку, а через полчаса в расположение нашего лагеря ворвались вражеские мотоциклисты и рассеянным автоматным огнем изрешетили все палатки. И в эти страшные минуты бойцы не верили в начало войны. Первые взрывы казались случайными, но с сомнениями суждено было скоро расстаться.

Да, это была война! Война на Советской территории. Не на вражеской, как учили политруки.

Утренний туман рассеялся. Самолеты врага лавиной двинулись на восток – Минск и другие города Белоруссии. Пикирующие бомбардировщики и истребители поливали трассирующими пулями наши окопы.

Команды открывать огонь по противнику не было. В присланном из штаба армии пакете было сказано: на провокацию не поддаваться, огонь по самолетам не открывать». А бомбы рвались с грохотом прицельно.

Командир зенитного дивизиона капитан Молчанов взял на себя ответственность – дал залп из зенитных орудий. Вражеский самолет, оставляя за собой хвост дыма в воздухе, рухнул на землю.

Немецкие летчики катапультировались и, спустившись на парашюте, рассказали, что им было известно о приказе не открывать огня по ним. Поэтому они смело и безнаказанно утюжили боевые порядки нашей армии, покрывая их смертоносным огнем. Это было уже около полудня, когда в военных действиях никто не сомневался.

Был приказ окопаться и занять оборону. Бойцам раздали боевые патроны и гранаты. Вскоре появились немцы. Они шли лавиной во весь рост, поливая пулеметным и автоматным огнем окопы наших ребят. Появились убитые, много раненых. Свершилось то, что ожидали в эти страшные минуты – никакие дипломатические ноты не сработали.

Раннее утро 22 июня 1941 года было трагическим началом продолжения 2-й мировой войны...

Подготовила

Наталья МАКУШИНА

Назад