Милицейские будни
Работа патрульных начинается с инструктажа. Там сверяются маршруты и позывные, патрульным сообщается информация о преступлениях и дается ориентировка на розыск тех или иных лиц. После инструктажа отправляемся на патрулирование. Я нахожусь в машине с командиром Ленинской (или первой) роты ОБ ППСМ при УВД Гродненского облисполкома старшим лейтенантом милиции Александром Бобковым и сержантом милиции, милиционером-водителем Валерием (фамилию он умолчал). На восьмичасовой рабочий день выделяется 15 литров бензина. Наиболее распространенная проблема – пьяные граждане. Речь идет о тех, кто и передвигаться-то самостоятельно не может. Дело в том, что добропорядочные люди, напившись до бессознательного состояния, становятся потенциальными жертвами грабителей. Раньше все было просто: напился – добро пожаловать в медвытрезвитель. Теперь, после их упразднения, постовому приходится самостоятельно определять степень опьянения и, в зависимости от ситуации, отвозить бедолагу в скорую (если есть угроза жизни), в участок (при неадекватном поведении или наличии факта правонарушения) или... домой! Первым делом нетрезвого гражданина приводят в чувства (в основном, трением ушей), затем проверяют его физическое и умственное состояние, выясняют, сможет ли самостоятельно добраться домой. Постовой интересуется сколько у господина было денег до «отключки», и просит пересчитать их. Это нужно для того, чтобы выяснить, стала ли жертва алкоголя еще и жертвой любителей легкой наживы.
В этот день первый объезд территории прошел спокойно. Короткая остановка на привокзальной площади возле круглосуточного ларька «быстрого питания» дает возможность выпить кофе и собраться с силами перед долгой и напряженной сменой. Ж/д вокзал – излюбленное место обитания бомжей и хулиганов. Если уж и устраивать себе передышку, то там, где есть большая вероятность непорядков. Повторный объезд территории, и опять все спокойно. Меня это и радовало, и огорчало. Радовало, потому что отсутствие преступности не может не радовать, а огорчало – из-за горячего желания поучаствовать в задержании преступника и описать процесс на страницах «БИ». Патрулирование лесного массива «Пышки» тоже входило в задачу патруля. Здесь специфика правонарушений несколько отличается от городской: распитие спиртных напитков, эксгибиционизм (в основном, перед детскими лагерями) и тому подобное.
Рабочий день (вернее ночь) патрульно-постового милиционера проходит в движении, вероятно , поэтому неофициально они называют себя «ночными волками». А того, кто отработал не один год, почтительно именуют «патрульный волк».
Взгляд изнутри
Отношение горожан к патрульно-постовой службе самое разнообразное. В некоторых случаях, наверное, имеем право на определенную антипатию к ней. Ведь, как говорится, «в семье не без урода».
Вот что думает о своей работе Александр Бобков:
– Я считаю, что в начале карьеры каждый милиционер должен некоторое время поработать патрульным. Здесь каждый учится быть немного психологом. К сожалению, часто сталкиваемся с проявлением враждебности со стороны горожан. Жаль, но для того, чтобы восстановить в людях веру в честность милиционеров, сегодня мало только добросовестно нести службу.
– Что в работе самое сложное?
– Сохранить здоровую психику. Слишком часто бываешь в стрессовых ситуациях. Вот пример. В праздники мобилизуется весь личный состав. Но даже в новогоднюю ночь есть затишье, когда можно заглянуть на минутку домой, поздравить родных. Именно в такое время и поступил вызов – убийство. Через пару минут ты уже на месте преступления и видишь исполосованное ножом тело, лужу крови. Разумеется, пребываешь в шоке и чувствуешь фатальность – кругом праздник жизни, а здесь смерть. Ну, кого такие ситуации могут не вывести из себя?
– Обращаются только когда беда пришла?
– Вовсе нет. Порой чувствуешь себя нянькой. Однажды мужчина спрашивал что делать, если жена постирала штаны, в кармане которых находилось водительское удостоверение, и с него смыта печать.
Вам майор, а мне – чупа-чупс
За разговором подошло время обеда, но его пришлось отложить – в районе «Фортов» увидели отдыхавшего под лавкой молодого человека. Когда привели в чувство, оказалось, что парень не в себе, хотя пьяным не выглядел.
– Как зовут? – Вася. (Имя изменено.) – Где находишься? – На Ольги Соломовой. – Где пил? – Я не пью. Один, два, три, четыре... (Достает зажигалку и начинает глотать газ).
Парень явно неадекватен. Едем в участок. Там уже есть задержанный – мужчина средних лет, прилично одет, прилично выпил. Задержан за избиение девушки. В руке мобильник, по которому он постоянно звонит друзьям-начальникам, грозясь уволить всех подряд. Вася к этому времени пришел в чувство и занят тем, что пытается высвободить из обертки «чупа-чупс» и комментировать действия собрата по несчастью, который уже набирал номер знакомого майора:
– Вам – майор, а мне – «чупа-чупс».
Закончив с формальностями, Валерий и Александр отправились на обед, а для меня патрулирование на этом закончилось. Если раньше к милиции я относилась весьма скептически, то теперь поняла, что люди там работают обычные, такие же, как мы с вами. Просто по долгу службы и по призванию кому-то надо выполнять и такую работу.
Ольга ЖИЛЯЕВА