Тема
Грибной сезон
Специалисты кафедры ботаники ГрГУ говорят, что грибной сезон в этом году будет недолог: сейчас начался сезон так называемых «колосовиков». Обычно он длится недолго – само название «говорящее» – пока цветут колосья ржи. Как только сезон «колосовиков» закончится, грибы в наших лесах практически начисто исчезнут примерно на месяц. Так что, пока есть возможность – наслаждайтесь удовольствиями «тихой охоты».
Грибы: какие и для чего нужны
До сих пор неясно – к какому царству правильнее будет отнести грибы – к животному или растительному. По многим биохимическим процессам, происходящим в клетках, они сходны и с животным миром, и с растительным.
Грибы человечеству известны давно – еще со времен Римской империи, где их не только употребляли в пищу, но и использовали для приготовления ядов и лекарств. Грибы представляют пищевую ценность в силу достаточно высокого содержания белков – в шляпочных грибах белка бывает более 15%. В то же время, только часть из них может полностью усвоить организм человека. Как и тысячелетия назад, грибы сегодня используют не только в качестве пищи, но для приготовления медпрепаратов, в основном, антибиотиков. Наибольшую пользу для организма человека в смысле питания представляют белые грибы из-за относительно высокого содержания белков. А вот большая часть белков, содержащихся в клетках лисичек, практически не переваривается организмом.
Вообще на территории Беларуси произрастает более 200 видов съедобных грибов, но даже опытный грибник вряд ли сможет сходу назвать более 30 видов. Своими вкусовыми качествами и распространенностью завоевали симпатии такие грибы, как белые, маслята, лисички, подосиновики, подберезовики, опята, моховики, зеленки и т.д. В то же время названия ядовитых грибов белорусский грибник знает еще меньше (а их около сорока). Выручает «золотое правило» грибника, которое гласит: не знаешь, что за гриб – не бери.
Если скушали не то...
Так как грибной сезон только начинается, отравлений грибами немного. На сегодняшний день в токсикологическом отделении больницы скорой помощи лежит только один человек с диагнозом острого отравления грибами.
Всего различают два вида отравления грибами. Употребление в пищу таких грибов, как грузди и волнушки (без соответствующей обработки – вымачивания), ложные опята и желчный гриб, чревато сравнительно легким отравлением, первые признаки которого могут наступить уже через два часа. Симптомы – рвота, понос, тошнота. При отравлении красными мухоморами и говорушками характерно повышенное слюноотделение, потливость, рвота, сужение зрачков, замедление пульса, психическое возбуждение, спутанность сознания, галлюцинации, а то и кома.
Наиболее опасный для человека гриб – бледная поганка. Симптомы отравления: рвота, понос, почечно-печеночная недостаточность – проявляются через 8-36 часов. Взрослому человеку достаточно съесть 30 граммов бледной поганки, чтобы летальный исход стал более чем просто вероятным.
При проявлении признаков отравления грибами врачи советуют не заниматься самолечением, например, при отравлении бледной поганкой такие попытки могут окончиться плачевно. Лучший вариант – вызвать бригаду скорой помощи. Если такой возможности нет (например, вы находитесь на даче), заведующий токсикологическим отделением больницы скорой помощи Юрий Апанович рекомендует сделать промывание желудка и как можно скорее доставить отравившегося в больницу.
Чем ближе к Чернобылю...
Такова судьба белорусского грибника: стоит только подумать о походе за «растительным мясом», как невольно, подсознательно в мозгу всплывает черно-желтый знак радиационной опасности. К счастью, наша область особенно не пострадала от аварии на ЧАЭС, но все же на радиационной карте Беларуси и Гродненщина отмечена пятнами повышенного радиационного фона. В отделе радиационной гигиены областного центра гигиены и эпидемиологии сообщили, что самые опасные в этом плане районы – Кореличский, Ивьевский и Новогрудский. Здесь радиационный фон выше нормы. Цезий и стронций попали на Гродненщину преимущественно с массами воздуха и осели на почву. А грибы являются накопителями радионуклидов, аккумулируя в себе радиоактивные вещества. Однако не все грибы в этом плане одинаково опасны для человека. По словам заведующего отдела радиационной гигиены Александра Размахнина, наиболее активными накопителями радионуклидов являются моховики, польские, маслята, говорушки, поддубники. Эти вещества попадают в организм человека и могут там накапливаться, что приводит к так называемому внутреннему облучению. Наиболее безопасными являются белые, строчки, опята осенние, подосиновики, подберезовики, лисички и подзеленки. Для общей информации: период полураспада цезия и стронция составляет около 30 лет. Это значит, что каждые тридцать лет уровень радиации понижается, а Гродненщину можно будет назвать чистой от радионуклидов только в 2046 году. Обезопасить себя от радиации можно – просто не собирать грибы в опасной зоне. Тщательно промывая и вымачивая потенциально радиоактивные грибы можно частично понизить в них содержание радиоактивных веществ. Кроме того, вы, как частное лицо, можете прийти в областной центр гигиены и эпидемиологии, и вам там бесплатно проверят грибы на предмет радиоактивности. Если же вы их собираетесь продавать, то порядок несколько иной – проверку ваши грибы пройдут на рынке и уже не безвозмездно. Взамен вам выдадут справку о соответствии продукции радиологическим стандартам. Если вы дорожите своим здоровьем, то лучше воздержитесь от покупки грибов на улице, а покупая грибы на рынке, не поленитесь спросить у продавца справку о радиологической безопасности грибов.
Зов предков
В народе бытуют разные истории об отравлениях грибами, об их вреде и радиоактивности, о том, что съедобные грибы порой не отличишь от ядовитых... и, тем не менее, что-то тянет нас в лес, заставляет часами бродить по нему в поисках боровиков, подосиновиков, лисичек и прочих радостей грибника. Это «что-то», я думаю, и есть тот самый зов предков, который проникает в наши души из глубины веков, того времени, когда люди питались подножным кормом. Так какое же место занимают грибы в нашей жизни? Именно на этот вопрос отвечали респонденты «БИ».
Николай Петрович:
– Грибы для меня – не просто пища, это образ жизни. Каждый год я с нетерпением жду наступления грибного сезона и, когда он приходит, беру отпуск. Всегда стараюсь уехать подальше от города, туда, где лес почти не тронут человеком, и остаюсь наедине с ним. Обычно я делаю заготовки на зиму, но, даже если в результате засухи грибы исчезают, в город не возвращаюсь. Просто хожу по лесу, наслаждаюсь природой и тишиной. Мой любимый рецепт? Очень прост: ошпаренные шляпки сыроежек обваливаются в муке, обмакиваются в яйцо, взбитое с бульонным кубиком, и зажариваются в подсолнечном масле.
Елена Валентиновна:
– Для меня грибы – это способ заработать, сама я их почти не ем. Утром хожу в лес, собираю, потом сдаю в заготовительные пункты. Если посвятить этому весь отпуск, то набирается приличная сумма. Вообще, у нас это семейное – летом дети живут у бабушки, и, собирая грибы, зарабатывают деньги на карманные расходы. Я это поощряю, важно, чтобы ребенок с детства привыкал к самостоятельности и знал, что деньги можно добыть честным трудом.
Григорий:
– Я – гурман. А грибы – это, в первую очередь, пища. Причем, пища восхитительная. Я люблю их в любом виде: жареными, вареными, маринованными, запеченными в пирогах... а грибная пицца просто не поддается описанию – это нужно попробовать. Но больше всего я люблю ушки с грибами. По форме они напоминают вареники, но готовятся иначе. Сначала о начинке – грибы обвариваются, пропускаются через мясорубку, затем обжариваются на сковороде с мелко нарезанными луком, укропом, прочей зеленью и специями. Дрожжевое тесто раскатывается в тонкий слой и из него вырезают кружочки. На каждый кладется начинка, затем края соединяются. Ушки жарят в раскаленном подсолнечном масле, но не все сразу, а небольшими порциями. Нужно большое количество масла, чтобы ушки в нем плавали. Сначала масло шипит и пузырится, а потом из него достаешь золотистое чудо.
Алена:
– К грибам отношусь равнодушно и собирать их не умею. Во-первых, в лесу я их просто не замечаю, во-вторых, не могу отличить съедобные от ядовитых. Родители их собирают, маринуют, сушат на зиму, а я не разделяю их увлечения. Слышала, что грибы очень хорошо накапливают радиацию, а ее в нашей жизни и без них более чем достаточно. Так что, я и сама грибы не ем, и другим не советую.
О лисичках и «зайчиках»
Вы бывали летом в деревне? Если бывали, то наверняка замечали странную картину: среди немалого количества «правильных» грибников, отправляющихся за дарами природы с лукошками и корзинками, встречаются и те, кто берет с собой грабли и мотыги. Что это? Желание привести в порядок лес? Вряд ли. Скорее, желание поживиться, возможность заработать побольше денег, не думая о последствиях. Ведь при поверхностном осмотре можно не заметить пару-тройку мелких грибков, а вот если перевернуть мотыгой мох, да прочесать участок граблями, то, разумеется, все грибы – ваши. А, стало быть, и денежек в карман побольше положишь. Правда, «грибные браконьеры» не задумываются над тем, что грибница в один момент не восстановится, на это уйдет не один месяц. И, если при бережном отношении грибница будет одаривать лес грибами каждый день, то, повредив ее, вы наносите урон и собственным заработкам. К счастью, «грибные браконьеры» не часто встречаются, в большинстве своем, грибники к лесу относятся бережно.
Если вам повезло, и грибов вы собрали больше, чем можете использовать в пищу и заготовить на зиму, а сезон продолжается, и без леса вы жить не можете, то есть возможность пополнить семейный бюджет. Пункты приема грибов (в основном лисичек) есть в каждом городе. В Гродно, например, на данный момент лисички принимают по 6 000 за килограмм. Тем, кто живет в сельской местности, ехать в город с целью сдать грибы вовсе не обязательно. Туда, обычно, приезжают перекупщики. Порой они даже нанимают кого-нибудь из местных, чтобы тот принимал грибы у населения, а сам перекупщик просто забирает их раз или два в неделю. Цены варьируются в зависимости от количества грибов в лесу. В конечном итоге грибы поступают на базы крупных фирм, которые либо перерабатывают их, либо отправляют в непереработанном виде за границу.
Грибы, как образ жизни
Никита Михайлович, грибник со стажем:
– Я – своеобразный наркоман. У меня «грибная зависимость», и от этой «болезни» не лечат ни лекарства, ни кино, ни книги, ни даже партия в домино с друзьями. Каждый год я делю на два этапа: сезон (грибной) и не сезон. В не сезон я – обычный белорус: хожу на работу, общаюсь с людьми, порой могу выпить, вечера провожу в семье. Но с наступлением сезона во мне происходят кардинальные изменения. Беру отпуск, еду на хутор, подальше от цивилизации, и посвящаю себя лесу. Это целый ритуал. В первый день я просто гуляю, ем ягоды, приглядываю грибные места. И только потом, назавтра, беру лукошко и начинаю собирать грибы. В своем лесу я знаю каждый кустик, каждое деревце, где можно набрать полное лукошко, а куда не стоит и заглядывать. Меня поглощает сам процесс поиска, когда медленно передвигаешься по лесу, смотришь по сторонам, анализируешь местность. Видишь, например, огромную ель, с раскидистыми лапами, растущую в глубоком зеленом мху, и знаешь, что под ней непременно должна расти семейка лисичек. Откуда эта уверенность приходит – не знаю, наверное, шестое чувство. А, может, лес за столько лет уже привык ко мне и открывает все свои тайны. Заглядываешь под лапу ели, а там и впрямь лисички – стройные, сочные, и такой вид у них гордый, что сразу и срезать-то рука не поднимется. Думаю, у каждого растения есть душа, а потому относиться к ним надо уважительно. Иначе невзлюбит тебя лес, и тогда не то что грибы, ягоды отыскать не сумеешь. Раз в неделю я выезжаю в город, к жене. Привожу ей свой «улов», а она уже сама разбирается – что замаринует, что засушит, раздаст друзьям-родственникам. Порой грибов бывает так много, что можно на рынок идти, торговать. А я – обратно, в лес. Конец сезона ожидаю с тем же чувством, с которым дети ждут конца каникул.
Подготовили Ольга ЖИЛЯЕВА, Дмитрий ЕГОРОВ
|