Мифы Авторынок Гостевая Редакция Контакт Архив

№ 286 от 31.07.2003  

Читатель–газета

Не согласна!!!

С экономической ситуацией в нашей родной Беларуси каждый ее гражданин знаком не понаслышке. Год от года мы существуем (жизнью это назвать язык не поворачивается) надеждой, что все изменится, цены снизятся, а зарплата увеличится. И что в результате?

Один «основательный» поход, к примеру, начинающей учительницы в магазин за продуктами лишает ее четверти заработной платы. Четыре таких визита – и она снова ждет зарплату, которую, наверняка, задержат. Но это только продукты. Если же из этих денег вычесть платежи за коммунальные услуги, стоимость средств личной гигиены и (о ужас!) проездной, стоимостью более пяти долларов, то, по европейским меркам, бедная учительница живет за гранью бедности (простите за каламбур). Обратите внимание! Зарплата учительницы считается средней. Стало быть, есть еще более низкие. Моя знакомая уборщица, работающая на госпредприятии, получает 40 тысяч белорусских рублей ежемесячно. То есть, ей вряд ли удастся сделать хотя бы два «основательных» похода за продуктами. Так и живем, от подачки до подачки (я имею в виду честно заработанные деньги).

На мой взгляд, качество (если это можно так назвать) жизни лучше всего прослеживается на самых незащищенных слоях населения. Думаю, многие согласятся, что в нашем обществе это молодые семьи. Допустим, решили двое пожениться. Первый вопрос, который перед ними встает – где жить? Проживание с родителями, как показывает опыт, в большинстве случаев грозит разводом. Купить однокомнатную квартиру в Гродно стоит примерно 13 тысяч, как вы понимаете, не рублей. «Выбить» отдельную комнату в общежитии практически невозможно. У меня, по крайней мере, не получилось, несмотря на все связи и прилагаемые усилия. Можно получить кредит на строительство, но это – если стать на очередь, как особо нуждающимся. И неизвестно еще, когда твоя очередь подойдет. А пока она будет «идти» прогулочным шагом, с остановками для осмотра достопримечательностей, тоже надо где-то обитать. Именно «благодаря» таким условиям, статистика рождаемости в Гродно практически не отличается от статистики смертности (см. график). А это уже грозит постепенным вымиранием населения. Я не случайно привела цифры за 1994, 1996 и 2002 годы. Первый – год избрания президентом А. Лукашенко, второй, как вы помните, год проведения знаменитого референдума, ну а третий – наша с вами реальность.

Когда знакомый австриец поинтересовался, как мы умудряемся выживать, получать (зачастую платное) образование, растить детей и при этом сохранять бодрость духа и веру в будущее, я, право, не знала что ответить. Действительно, как? Мой однокурсник, узнав, что я работаю в независимой газете, выразил по сему поводу свое недовольство и заметил, что все мы питаемся грантами из-за границы и только и делаем, что сеем смуту. (Для справки: сумма налогов в казну, которые выплачивает газета, зачастую превышает сумму заработной платы работникам. Причем, налоги (немалые) снимаются регулярно – 22 числа каждого месяца, что позволяет государству вовремя выплатить зарплаты бюджетникам. Сотрудники редакции уже в который раз получают зарплату с опозданием, как минимум, в неделю. Так и живем. А гранты... На то она и независимость, чтобы ни у кого ничего не брать. Вот и не берем. Еще и налог на прибыль платим. На вопрос: «А как, по-твоему, жить-то?» я получила достойный ответ от человека с высшим образованием: «надо терпеть». Не согласна!!! А вы? Если вам есть что сказать или спросить по данной теме, присылайте свои письма на адрес или e-mail редакции. ]

Предлагаем вам ознакомиться с цифрами, которые сопровождают нас по жизни. Начиная со следующего номера, на страницах «БИ» будет публиковаться серия статей под характерным девизом «сколько стоит?». А именно: сколько стоит родиться в Гродно, сколько стоит жить (учиться, отдыхать, лечиться...) и сколько стоит умереть в Гродно.

Ольга ЖИЛЯЕВА

Назад