10 лет нарушений в БКИУ либо не было, либо на них закрывали глаза
Возня вокруг «кормушки» продолжается
БИ уже сообщала о том, что 8 мая этого года Министерство образования РБ аннулировало лицензию на организацию Гродненского филиала Белорусского коммерческого института управления (БКИУ). Та же участь постигла филиалы БКИУ в Мозыре, Орше, Полоцке, Бресте, Барановичах и Могилеве. И вот продолжение темы.
В Гродно состоялась встреча студентов филиала и их родителей с представителями Министерства образования, облисполкома, комитета государственного контроля РБ и руководства вышеуказанной коммерческой структуры образования. Министерство образования решилось, наконец-то, собрать студентов, к сожалению, с единственной целью – разъяснить им правила перевода в другие учебные заведения. Ничейных на данное время студентов спешили «подобрать и обогреть» Гродненский государственный университет, Институт современных знаний и Белорусский институт правоведения. Однако, по словам штатных преподавателей Гродненского филиала во главе с заместителем ректора Марией Алейниковой, встреча эта изначально носила неправомерный и унизительный характер. Студенты и их родители ожидали нормального прояснения ситуации, а не прямой агитации куда-то переводиться. Так как большинство из них до сих пор надеется, что кошмар закончится, и в новом учебном году все будет по-прежнему.
Что же, однако, произошло? Как уже известно, Министерством образования РБ в ходе проведения контрольных мероприятий обнаружен ряд нарушений условий и правил осуществления деятельности согласно лицензии №54, выданной ООО «Олдинг» на организацию учебного заведения «Белорусский коммерческий институт управления». Оказалось, что во многих филиалах данного учебного заведения, в том числе и в Гродненском, проводились подготовка и набор студентов, хотя имеющаяся лицензия такого права не давала. Поэтому Министерство образования приказом от 8.05.2003 г. аннулировало лицензию Гродненского филиала БКИУ. Вроде все яснее ясного: нет лицензии, нет деятельности – и точка. Так откуда этот сыр-бор, выматывающий все заинтересованные в данном вопросе стороны? Мне кажется, по большей части подобные неприглядные картины возникают оттого, что государство все еще напоминает человека, который долго и тщательно рассматривает каждый вопрос, прежде чем решить его кое-как. А наши чиновники разных уровней наделены незаурядным талантом непонимания. Судите сами. По словам штатных преподавателей Гродненского филиала БКИУ юристов Натальи Пилипенко и Марины Сушко, Министерство образования при отзыве лицензии руководствовалось постановлениями Правительства и нормативным актом Министерства образования, которое не согласуется с Гражданским кодексом и Законом «Об образовании в РБ». «Мы считаем, что наши господа-чиновники просто-напросто не читают закон. Еще в 2001 году на запрос нашего ректора было разъяснение Конституционного суда за подписью Василевича, которое он направил на имя бывшего премьер-министра Ермошина с требованием привести в соответствие с законодательством те положения, на которые ссылается Министерство образования, – говорит Марина Сушко и добавляет, – если бы Министерство образования разобралось в законе, от нас не стали бы требовать то, что мы не обязаны иметь. В частности, согласно закону об образовании, филиалы вовсе не обязаны иметь лицензии. Достаточно того, что она есть у головного вуза».
Впрочем, кто тут прав, кто виноват, пускай разбирается жираф. На мой взгляд, это обычная борьба за платных студентов, т.е. за пополнение этого самого ненасытного бюджета. Я же пишу по просьбе «объекта наживы» – детей, в данном случае – наиболее уязвимой и обиженной стороны, 70% которых внесли предоплату за следующий год обучения. Около 60% студентов надеются, что взрослые дяди и тети все-таки учтут и их мнение. Остальные бывшие студенты БКИУ мечутся в растерянности – куда пойти, куда податься. И все в полном недоумении, как могло так получиться, что именно они оказались крайними, именно им не дают возможности доучиться в полюбившемся и выгодном во всех отношениях учебном заведении? Десять лет нарушений либо не было, либо на них закрывали глаза, и вдруг такие крайние меры. «Я выбрал этот вуз в 2001 году по официальному сборнику для поступающих в высшие учебные заведения, меня устраивает плата и получаемый уровень знаний. И если мой вуз не имел права меня обучать, почему меня не предупредили об этом раньше. Неужели десять лет никто не видел таких серьезных нарушений, и вдруг, в один миг прозрели?» – спрашивает студент-третьекурсник Сергей. Кто ответит на этот вопрос? Разнообразные представители на специальной встрече не ответили. Как не был дан и конкретный ответ на конкретный вопрос: «Так что, значит наш филиал закрыт?» Вместо этого вновь и вновь зачитывался указ о лишении филиала лицензии – со всеми вытекающими из этого последствиями. Однако наиболее непристойным на данном собрании явилось прямое унижение преподавателей и, естественно, студентов. На сегодняшний день плата за обучение в БКИУ самая низкая из всех аналогичных вузов республики. Инспектор из Министерства образования умудрилась поставить этот факт в вину институту и при этом еще и оскорбить преподавателей и студентов примерно следующим выражением: мол, задумайся, студент, какого качества знания ты получаешь за столь мизерную плату. Следует отметить, что кроме 29 штатных БКИУ-ских преподавателей, огромную часть знаний дают здешним студентам преподаватели из ГрГУ. Тогда вполне уместен вопрос матери одной из студенток: почему бюджетные преподаватели, приходящие сюда подработать, учат наших детей хуже, чем университетских? На собрании прозвучали обидные слова, что знания специалистов, обучавшихся в коммерческих вузах, на голову ниже, чем воспитанников вузов государственных. Вот только не отмечалось, кто измерял высоту этих голов. Как не было упомянуто о том, что из 67 выпускников Гродненского филиала в этом году семеро получили красный диплом, сдавая экзамены независимой государственной комиссии в Минске.
После собрания я беседовала со многими студентами. Во-первых, все они не желают уходить из своего института. Во-вторых, отмечается схожесть их взглядов на сложившуюся ситуацию – обида, что к ним подошли необъективно, и уверенность, что государственные вузы пытаются растащить их по частям. А еще вера в Президента, которому они написали открытое письмо (больше ста подписей) с просьбой помочь им закончить обучение в родном учебном заведении. В противном случае многие могут и вовсе остаться без высшего образования. Особенно это касается льготников, находящихся на бесплатном обучении (дети чернобыльцев и афганцев, сироты, инвалиды).
«Мы попали в замкнутую круговерть, нас зажали, как в бочке селедку, и мы, при всей правоте, не знаем, что делать и к кому обратиться», – говорят преподаватели, которым грозит безработица. Их беспокойство вполне понятно. Чисто по-человечески понятна позиция и государственных вузов, которым тоже нужны деньги. Однако подобная возня вокруг кормушки с использованием административно-силовых методов здорово подрывает авторитет нашего государства, особенно в глазах и без того ни во что не верящего, но все-таки по-детски ранимого молодого поколения.
Станислава КАЗИМИРЧИК
|